Арктический государственный институт культуры и искусств
Январь
drug prescription card discount card prescription cialis trial coupon


   2014

  

2015

  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь 

ЯНВАРЬ (2015)

5 января — 60 лет со дня рождения Марии Васильевны Сайдыкуловой, заслуженной артистки РС(Я), балетмейстера. Окончила Новосибирское хореографическое училище (1973), балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства (1997). До 1995 г. - солистка якутского балета. Основные партии: Барышня, Чертовка, Маайыс, Сильфида, Джульетта, Вакханка и др. Участник Дней якутской культуры и искусства в гг. Москва, Сибири и Дальнего Востока, бенефиса балета в Москве, КНР, фестивалей балета «Северный дивертисмент». После окончания артистической деятельности стала главным балетмейстером Театра оперы и балета. Оригинальные постановки: «Ойуун», «Испытание Дамиса», «Белоснежка и семь гномов», «Корсар» и др.  Поставила спектакли: «Пульчинелла» (2006), «Античные танцы», «Аал Луук Мас» (2008), «Свет и тени Марты Грэхэт» (2008) и др. Ей принадлежат постановки танцев в опереттах и спектаклях, осуществила ряд концертных номеров, возобновления спектаклей. В качестве балетмейстера готовила труппу к гастролям театра в г. Хабаровск, Москва, Санкт-петербург, гастролям балета в Китай (2005), Всероссийским фестивалям балета «Стерх» (2000, 2002, 2004, 2006, 2008), участию на Вечере балета в Большом театре РФ, гастролям театра в г. Казань (2008), Улан Батор (Монголия, 2010). Участник XV Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска» (2009). Член Союза театральных деятелей РС(Я).

8 января - 105 лет со дня рождения Галины Сергеевны Улановой (1910-1998), российской балерины. Галина Сергеевна Уланова — не просто выдающаяся, всемирно известная балерина, это целая эпоха в истории русского балета, его национальная гордость, его золотая страница. Гениальная, великая, неповторимая Уланова, которую сравнивают с Венерой Боттичелли и Мадонной Рафаэля. Трогательная, прекрасная и трагическая Принцесса-Лебедь — бессмертный образ, созданный Галиной Улановой, яркий, неповторимый, удивительно живой, который невозможно забыть. Она покорила сердца зрителей своей Жизелью — таинственной, словно парящей в воздухе легкой тенью, вместе с тем наполненной огромной духовной силой. Она принесла на сцену совершенно особую духовную атмосферу, сумев достичь удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности. В сентябре 1919 года Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Дебют Галины Улановой в качестве профессиональной танцовщицы состоялся 21 октября 1928 года. Она танцевала партию Флорины в «Спящей красавице». С огромным успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы. Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины. В этом ей помогали не только систематические упражнения — в процессе работы над ролью Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами. Огромную роль в становлении балерины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Кировского театра Федор Васильевич Лопухов.  Репертуар Улановой удивительно многообразен. В 1960 году Галина Сергеевна начала свою деятельность в качестве педагога-репетитора. Ее ученики — Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова.  В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью. Уланова — живая легенда балета, единственная балерина, которой еще при жизни установили памятники — в Стокгольме и в Санкт-Петербурге. Галина Сергеевна Уланова 21 марта 1998 года.

9 января — 125 лет со дня рожденяи Карела Чапека (1890-1938), чешского писателя. Родился 9 января 1890 в Мале Сватонёвице, Чехия. Изучал философию в Праге, Берлине и Париже; удостоен степени доктора философии в 1915. Мировую известность принесла Чапеку его драматургия, своим успехом обязанная умению автора рассуждать на серьезные темы с немалой долей юмора. Общественные вопросы, всегда занимавшие Чапека-драматурга, нашли выражение и в его романах. В Кракатит (Krakatit, 1924) изобретается взрывчатка, способная уничтожить весь мир; в Войне с саламандрами (Valka s Mloky, 1935) обученные людьми морские чудовища угрожают самому существованию человечества. Знаменитая трилогия – Гордубал (Hordubal, 1933), Метеор (Povetron, 1934), Обыкновенная жизнь (Obycejny zivot, 1935) – посвящена проблемам частной жизни. Письма из Италии (Italske listy, 1923), Английские письма (Anglicke listy, 1924), Прогулка к испанцам (Vylet do Spanel, 1930), Открытки из Голландии (Obrazky z Holandska, 1932), Путешествие на Север (Cesta na Sever, 1936) – шутливые путевые дневники. Сказки и веселые истории (Bajky a podpovidky, 1932), Дашенка, или Житие щенка (Dasenka, cili zivot stenete, 1933) и Были у меня собака и кошка (Mel jsem psa a kocku, 1939) – забавные рассказы для детей. В числе иных произведений: Адам творец (Adam Stvoritel, 1927), Фабрика Абсолюта (Tovarna na Absolutno, 1922), Беседы с Т.Г. Масариком (Hovory s TGM, 1930), Первая спасательная (Prvni parta, 1937), Вещи вокруг нас (Veci kolem nas, 1937), Рассказы из одного кармана; Рассказы из другого кармана (Povidky z jedne kapsy; Povidky z druhe kapsy, 1929), Год садовода (Zahradnikuv rok, 1929) и Как это делается (Jak se co dela, 1938).

10 января — 80 лет со дня рождения Афанасия Петровича Мунхалова (1935-2014), народного художника РСФСР, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РС(Я), им.П.А.Ойунского, графика. Депутат Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970). Родился в с.Кюндюл Чурапчинского улуса Якутской АССР. Окончил Якутское музыкально-художественное училище (1957), графический факультет  (мастерская Е.А.Кибрика) (1963). С 1963 по 1968 гг. преподаватель Якутского художественного училища. Член Союза художников СССР с 1964 г. Заслуженный художник РСФСР (1972). Народный художник РСФСР (1982). Участник международных выставок в 26 странах мира. Первый лауреат Госпремии им.П.А.Ойунского (1966). Его работы - в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в музее Восточных культур в Москве, в Русском музее Санкт-Петербурга, в Дрезденской картинной галерее в Германии, во многих частных коллекциях. В 1968—1979 и в 1991—1994 гг.— председатель Правления Союза художников ЯАССР. В 1998—2001 гг.— директор Якутского филиала Красноярского государственного художественного института, с 2001 года декан факультета изобразительных искусств Арктического государственного института искусств и культуры, профессор кафедры графики. Депутат Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970), депутат Верховного Совета Якутской АССР (1975). Почетный член-корреспондент Российской Академии Художеств (2012). Почетный гражданин Республики Саха (Якутия). Произведениям А.П. Мунхалова присуща масштабность мышления, обращение к самым сложным темам, умение найти для них емкие образные решения. Творческая программа художника сочетает в себе современное и вечное, личное и общезначимое. Это размышления о Добре и Зле, о позиции человека в современном мире, о непреходящих человеческих ценностях. Его графике, направленной к смысловой многоплановости, характерны принципы символико-ассоциативного мышления. Эмоциональность и строгая логика, определенность образного решения, при котором символика обретает конкретно-пластическое решение, составляют основу гравюр, всегда тщательно продуманных и построенных. А.П. Мунхалов начал свой творческий путь в первой половине 1960-х годов. Это время оттепели, когда молодое поколение художников активно искало и творило новое, стремилось дать свою интерпретацию социальной тематики, с большей глубиной оценить историю народов. Становление своеобразного стиля графика характеризовалось поиском индивидуального, современного почерка и творческим восприятием культурного наследия народа саха. Об этом свидетельствуют первые произведения - серии линогравюр "Солнце светит всем", "Колхозные будни", которые экспонировались в 1963 г. на Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов СССР в г. Москве. В его эстампах оживают события истории Якутии, динамичные ритмы современности, затрагивается тема войны и мира (диптих "Добро и Зло", 1966; серии: "Гражданская война в Якутии", 1967-1968; "Америка во Вьетнаме", 1967; линогравюры: "Торжество лета", "Думы якута", 1968; "Счастье", "Пробуждение", 1969). Признанной визитной карточкой якутского искусства стала серия линогравюр "Мой Север" (1965), где четко обозначилась склонность графика к символике, метафорам, что станет характерной чертой его произведений.

15 января — 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), русского писателя, драматурга. Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. В 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально. В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент». В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург. Светские салоны восприняли «Горе от ума» восторженно, критика же, наоборот, в штыки. Полный текст был издан за границей лишь в 1858 году А.И. Герценом. В России же полное издание появилось только после реформ, в 1862 году. Но «Горе от ума» – не единственное произведение Грибоедова. Он писал стихи, статьи, пьесы и был автором всего около 30 литературных и публицистических произведений.феврале 1826 года он арестован по делу декабристов, но из-за отсутствия улик был признан невиновным. (30 января) 11 февраля 1829 года, в результате провокации персидских властей, на посольство России нападает толпа религиозных фанатиков. Все, находившиеся в посольстве, были зверски убиты, в том числе и Александр Сергеевич Грибоедов. Тело поэта было перевезено в Тифлис и погребено на горе святого Давида.

15 январоя — 90 лет со дня рождения писателя Евгения Ивановича Носова (1925- 2002), русского писателя. Евгений Иванович Носов – советско-русский писатель, представитель «деревенской» прозы, Герой Социалистического Труда. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской губернии, в семье потомственного кузнеца. В возрасте шестнадцати лет попал в фашистскую оккупацию. По окончании восьмого класса ушел на фронт и служил в качестве наводчика оружия. В феврале 1945 года Носов был тяжело ранен под Кенигсбергом и перевезен в госпиталь в Серпухове. События этого времени он позже описал в рассказе «Красное вино победы». Среднюю школу ему удалось окончить только после окончания войны. Затем он жил в Казахстане и Средней Азии, где длительное время работал литературным сотрудником. Первые стихи и публицистические рецензии Носова появились в 1947 году. В 1951 году писатель переехал в Курск, где выпустил свой первый рассказ для детей «Радуга» и первый сборник рассказов «На рыбачьей тропе». Как и другие представители «деревенской» прозы, он посещал Высшие литературные курсы в Москве. В 1960-е годы активно публиковался в столичной периодике. В те же годы Носов писал множество рассказов и повестей. Среди наиболее известных были «Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «За долами, за лесами». В этих произведениях писатель проявил глубокий психологизм, склонность тщательно анализировать и точность в описании деревенского быта. Ему удавалось передавать народную мудрость через крестьянские речи и динамичные диалоги. Свои детские и отроческие воспоминания писатель наиболее ярко описал в рассказах «Подпасок» и «Дежка». Большой успех принесла Носову, написанная в 1980 году, повесть «Усвятские шлемоносцы». Позже она вошла в одноименный сборник рассказов и повестей. В этот период он работал в редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 1989 по 1992 год автор выпустил несколько книг для школьников. Среди них книга рассказов для младших классов «На дальней станции сойду», сборник рассказов для старших классов – «Красное вино победы». У Е. И. Носова была привычка кормить птиц, в особенности в морозные дни. И даже на своей могиле просил высечь слова: «Покормите птиц». Писатель умер 13 июня 2002 года в Курске.

23 января — 260 лет со дня основания Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (1755). Моско?вский госуда?рственный университе?т имени М. В. Ломоносова — ведущий, один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры. C 1940 года носит имя Михаила Ломоносова, полное наименование—Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». МГУ включает в себя 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и 5 филиалов (в том числе четыре зарубежных— все в странах СНГ).  С 1992 года ректором МГУ является доктор физико-математических наук, академик РАН Виктор Антонович Садовничий.Создание университета было предложено И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым. Первоначально открытие университета планировалось на 1754 год, однако, из-за подготовительных работ, связанных, в первую очередь, с ремонтом здания, открытие состоялось только в 1755 году. Декрет о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 12 (23) января 1755 год. В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день (12 января по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX—XXI веках—25 января). Первые лекции в университете были прочитаны 26 апреля 1755 года. Иван Иванович Шувалов стал куратором университета, а Алексей Михайлович Аргамаков (1711—1757) — первым директором. Ни в официальных документах, представленных в Сенат, ни в речах, произнесенных на открытии университета, имя Ломоносова даже не было упомянуто. По мнению историка М.Т. Белявского, «Шувалов не только присвоил себе авторство проекта и славу создателя университета», но и «значительно испортил ломоносовский проект, внеся в него ряд положений, против которых с такой страстью боролся Ломоносов и другие передовые русские ученые в Академии наук». В XVIII столетии в составе университета были три факультета:факультет философии,факультет медицины, и факультет права. В 1779 году Михаил Херасков основалуниверситетский благородный пансион, преобразованный в гимназию в 1830 году. Университетская пресса была основана Николаем Ивановичем Новиковым в 1780-х годах. Профессора Московского университета являлись чиновниками, состоявшими на преподавательской службе, а само учебное заведение — частью государственного аппарата. При университете издавалась наиболее популярная газета Российской империи—«Московские ведомости». В это время при университете начали создаваться научные общества. По новому «Уставу императорского Московского университета» от 5 ноября 1804 года управлять университетом должен был Совет, в который входили ординарные и заслуженные профессора во главе с ректором (адъюнкты и экстраординарные профессора также могли участвовать в заседаниях без права голоса. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием (закрытым голосованием с помощью белых и чёрных шаров) и утверждался лично императором. Избранию подлежали и деканы факультетов. Первым выборным ректором стал историк и географ Х.А. Чеботарев. Был открыт Первый учебный корпус МГУ на Ломоносовском проспекте, в который переехали три факультета: исторический, философский и факультет государственного управления. Выделенный из философского факультета в 2008 году факультет политологии также расположился в 1-м учебном корпусе. Начиная с 2011 года в МГУ вводится обучение по интегрированной шестилетней программе. Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что вуз будет готовить студентов по своим собственным стандартам. По его словам, они «будут выше государственных».

25 января — Татьянин день. Трудно, наверное, отыскать в России студента, не знающего о существовании Дня студента и не отмечающего этот праздник 25 января. Указ президента России № 76 от 25 января 2005 года «О Дне российского студенчества» официально утвердил «профессиональный» праздник российских студентов. Так случилось, что именно в Татьянин день, который по новому стилю отмечается 25 января, в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и Татьянин день стал официальным университетским днем, в те времена он назывался Днем основания Московского университета. С тех пор Святая Татиана считается покровительницей студентов. Кстати, само древнее имя «Татиана» в переводе с греческого означает «устроительница». Сначала этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании Московского университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица. В 18 - первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим, праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовали многочисленные гости, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а Днем основания Московского университета. Затем последовал Указ Николая I, в котором он распорядился праздновать не День открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник — День студентов. К тому же, с него начинались студенческие каникулы, и именно это событие студенческое братство всегда отмечало весело и шумно. Празднование «профессионального» дня студентов имело традиции и ритуал — устраивались торжественные акты с раздачей наград и речами. Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенты как устраивали широкие гуляния более ста лет назад, так и в 21 веке предпочитают отмечать свой праздник шумно и весело. Кстати, в этот день квартальные даже чрезвычайно нетрезвых студентов не трогали. А если и приближались, то козыряли и осведомлялись: «Не нуждается ли господин студент в помощи?». Впрочем, как известно, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебы, — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь «горячее» сессионное время.

29 января — 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860- 1904), русского драматурга, писателя. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 году как коммерческая, с 1866 года — классическая). В гимназии формировалось его ви?дение мира, любовь к книгам, знаниям и театру; здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте?», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты. Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным этапом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультетМосковского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других.  24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати. В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески — «мелочишки» под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки» или их вариантами, или совсем без подписи, в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 года, с перерывами), с суворинской газетой «Новое время» (1886—1893) и с «Русскими ведомостями» (1893—1899). В драматургии Чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни. Нередко Чехов использует так называемые «случайные» реплики персонажей. При этом диалог непрерывно рвётся, ломается и путается в каких-то совсем посторонних и ненужных мелочах. Однако подобные диалоги и реплики в общем сценическом контексте у Чехова осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом своего содержания, а тем жизненным самочувствием, какое в них проявляется.

 

 

Далее>>