О студентах
«Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом»: студент, придя учиться с тайным желанием стать не просто рядовым, а хорошим актером, должен целенаправленно идти к своей мечте. Не жить сиюминутными интересами, только сегодняшним днем, надо смотреть в будущее, хотя бы на два года вперед».
«Уже десятилетиями нет больших плановых гастролей театров по улусам. Есть короткие, на месяц, вылазки. А раньше – 4 месяца в театральном сезоне было точно. Поэтому школьники обязательно в своих районах видели актеров на сцене, а сейчас иной раз приходят люди, которые и живого актера-то не видели, не знали ничего, кроме своей самодеятельности и телевидения. Но их, конечно, можно изменить, мы обязаны их изменить, иначе наше дело не будет стоить свеч».
О профессии
«Видимо, мы, актеры, все же хотим показаться перед публикой. И получать от этого удовольствие и удовлетворение».
«Совершенно бездарных людей, наверно, не бывает. Талант важен, но человек, особенно в молодости, может не знать, даровит он или нет. Но, если природой заложено это в нем, то его можно работой, трудом, умом, усилием вытащить».
«Актерская судьба складывается по-разному: кто-то заявляет о себе в юности, а потом идет по накатанной дороге. Кто-то же может всю жизнь быть незаметным актером, уже взрослым человеком, и вдруг – что-то происходит и он раскрывается. Это очень зависит от удачного стечения обстоятельств: от того, попадет ли драматургия в нужное, актуальное время, как совпадут режиссура и сценография, от множества тонких нюансов».
«Я – актер. Чтобы быть режиссером – ставить спектакли, вести за собой – надо родиться другим».
О ролях
«Конечно, иногда бывает внутренний протест против какой-то роли, но я всегда знал и усвоил еще в молодости, что в театре главный – режиссер. А актеры должны выполнить его волю».
«Любимые роли – те, которые я уже не играю. И, если честно, я люблю небольшие роли, второго, третьего плана. Там для меня море простора, в отличие от главной роли. Но, чтобы быть свободным – надо работать».
О спектаклях
«Красок в театре должно быть много, палитра должна быть широкая. Не надо, когда есть только одна комедия или драма».
«Нельзя отказываться от классики, но за нее надо браться с хорошей подготовкой. Иногда опасно, когда режиссер или исполнитель главной роли бывают не готовы».
«Когда молодые режиссеры, актеры экспериментируют, вроде бы балуются – в этом надо увидеть зерно, суть».
«Комедий мало ставят. Почти нет комедий. У меня мало ролей в комедиях было, а хотелось бы больше».
Так и ходят в театр – на режиссера, на актера. Я бы пошел – на актера.
«Я хочу, как в старину, на Остужева. Я слышал записи его голоса в Малом театре – хочется вживую послушать и посмотреть. Еще хочу повернуть время на 50 лет назад и посмотреть на Олега Стриженова. Какая романтика была в то время, в 60-70-е годы! Любил тогда ходить часто в Вахтанговский театр, смотрел игру Гриценко. Это очень странный актер, Николай Олимпьевич: он и Мышкин, он и его полная противоположность».
Тогда и сейчас
«Мы учились вдалеке от родины, 5 лет в Москве. Наше время было другое – советское, нас по-другому учили в школе, многое запрещалось. Сейчас единицы читают, а мы в то время были обязаны: все 20 человек в группе штудировали книги, конспектировали».
«Сейчас любую книгу можно найти в Интернете. Это как плохая шпаргалка: с телефона можно посмотреть и тут же все забыть, потому что информация все время доступна».
«Редко встретишь хорошую фактуру. Хотя сейчас поколение другое – выше ростом, голос другой. Но усидчивости мало, упорства, «я должен делать», «репетировать» – этого почти не стало».
«Сейчас много снимают, актеров выбирают на роль, смотрят на индивидуальность и все. Не смотрят на его развитие, преодоление, упорство».
О будущем театра
«Думаю, что и через сто лет театр будет, театру надо идти вперед. Может, больше не будет больших театров на тысячу зрителей, но в каком-то другом формате точно. Главное на свете – это человек, пока есть человек, будем с ним плакать и радоваться, играть».
5 советов будущим актерам:
1. Читать – разборчиво, не все подряд. Слушать старшее поколение, перенимать у них опыт.
2. Быть здоровым. Это обязательное условие для актера – заботиться о своем здоровье. От этого зависит твое творчество, мысли.
3. Любить. Независимо от возраста это дает подпитку, дарит энергию. Любить жизнь, любить кого-то, любить пьесу, любить эту музыку в спектакле, любить эту сценографию.
4. Если ты будущий актер, думай уже сейчас о надежном тыле – семье, близких людях, которые понимают тебя и твою профессию, стабильности. Если думать не о роли, а о поиске пропитания – это очень подрывает силы актера.
Никогда никому не желать плохого. Надо желать людям то, что ты желаешь себе. Даже если поссорились – надо помириться и простить, попытаться забыть. Может, прежние отношения и не восстановятся, но ты сохранишь достоинство.
«Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом»: студент, придя учиться с тайным желанием стать не просто рядовым, а хорошим актером, должен целенаправленно идти к своей мечте. Не жить сиюминутными интересами, только сегодняшним днем, надо смотреть в будущее, хотя бы на два года вперед».
«Уже десятилетиями нет больших плановых гастролей театров по улусам. Есть короткие, на месяц, вылазки. А раньше – 4 месяца в театральном сезоне было точно. Поэтому школьники обязательно в своих районах видели актеров на сцене, а сейчас иной раз приходят люди, которые и живого актера-то не видели, не знали ничего, кроме своей самодеятельности и телевидения. Но их, конечно, можно изменить, мы обязаны их изменить, иначе наше дело не будет стоить свеч».
О профессии
«Видимо, мы, актеры, все же хотим показаться перед публикой. И получать от этого удовольствие и удовлетворение».
«Совершенно бездарных людей, наверно, не бывает. Талант важен, но человек, особенно в молодости, может не знать, даровит он или нет. Но, если природой заложено это в нем, то его можно работой, трудом, умом, усилием вытащить».
«Актерская судьба складывается по-разному: кто-то заявляет о себе в юности, а потом идет по накатанной дороге. Кто-то же может всю жизнь быть незаметным актером, уже взрослым человеком, и вдруг – что-то происходит и он раскрывается. Это очень зависит от удачного стечения обстоятельств: от того, попадет ли драматургия в нужное, актуальное время, как совпадут режиссура и сценография, от множества тонких нюансов».
«Я – актер. Чтобы быть режиссером – ставить спектакли, вести за собой – надо родиться другим».
О ролях
«Конечно, иногда бывает внутренний протест против какой-то роли, но я всегда знал и усвоил еще в молодости, что в театре главный – режиссер. А актеры должны выполнить его волю».
«Любимые роли – те, которые я уже не играю. И, если честно, я люблю небольшие роли, второго, третьего плана. Там для меня море простора, в отличие от главной роли. Но, чтобы быть свободным – надо работать».
О спектаклях
«Красок в театре должно быть много, палитра должна быть широкая. Не надо, когда есть только одна комедия или драма».
«Нельзя отказываться от классики, но за нее надо браться с хорошей подготовкой. Иногда опасно, когда режиссер или исполнитель главной роли бывают не готовы».
«Когда молодые режиссеры, актеры экспериментируют, вроде бы балуются – в этом надо увидеть зерно, суть».
«Комедий мало ставят. Почти нет комедий. У меня мало ролей в комедиях было, а хотелось бы больше».
Так и ходят в театр – на режиссера, на актера. Я бы пошел – на актера.
«Я хочу, как в старину, на Остужева. Я слышал записи его голоса в Малом театре – хочется вживую послушать и посмотреть. Еще хочу повернуть время на 50 лет назад и посмотреть на Олега Стриженова. Какая романтика была в то время, в 60-70-е годы! Любил тогда ходить часто в Вахтанговский театр, смотрел игру Гриценко. Это очень странный актер, Николай Олимпьевич: он и Мышкин, он и его полная противоположность».
Тогда и сейчас
«Мы учились вдалеке от родины, 5 лет в Москве. Наше время было другое – советское, нас по-другому учили в школе, многое запрещалось. Сейчас единицы читают, а мы в то время были обязаны: все 20 человек в группе штудировали книги, конспектировали».
«Сейчас любую книгу можно найти в Интернете. Это как плохая шпаргалка: с телефона можно посмотреть и тут же все забыть, потому что информация все время доступна».
«Редко встретишь хорошую фактуру. Хотя сейчас поколение другое – выше ростом, голос другой. Но усидчивости мало, упорства, «я должен делать», «репетировать» – этого почти не стало».
«Сейчас много снимают, актеров выбирают на роль, смотрят на индивидуальность и все. Не смотрят на его развитие, преодоление, упорство».
О будущем театра
«Думаю, что и через сто лет театр будет, театру надо идти вперед. Может, больше не будет больших театров на тысячу зрителей, но в каком-то другом формате точно. Главное на свете – это человек, пока есть человек, будем с ним плакать и радоваться, играть».
5 советов будущим актерам:
1. Читать – разборчиво, не все подряд. Слушать старшее поколение, перенимать у них опыт.
2. Быть здоровым. Это обязательное условие для актера – заботиться о своем здоровье. От этого зависит твое творчество, мысли.
3. Любить. Независимо от возраста это дает подпитку, дарит энергию. Любить жизнь, любить кого-то, любить пьесу, любить эту музыку в спектакле, любить эту сценографию.
4. Если ты будущий актер, думай уже сейчас о надежном тыле – семье, близких людях, которые понимают тебя и твою профессию, стабильности. Если думать не о роли, а о поиске пропитания – это очень подрывает силы актера.
Никогда никому не желать плохого. Надо желать людям то, что ты желаешь себе. Даже если поссорились – надо помириться и простить, попытаться забыть. Может, прежние отношения и не восстановятся, но ты сохранишь достоинство.