Сегодня Арктический государственный институт культуры и искусств – базовый, единственный региональный вуз России, в котором готовятся кадры в области культуры и искусств для самого большого региона России – Северо-Востока арктической зоны. АГИКИ – один из известных лидеров в подготовке творческих кадров малочисленных народов Арктики. Залогом привлекательности института для молодежи регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока стала специфика содержания образовательных программ, основанная на соединении академических видов искусства с культурными традициями народов Арктики.
В настоящее время институт осуществляет образовательную деятельность по 23 образовательным программам, а также по 6 программам дополнительного образования: курсы повышения квалификации, профессиональная подготовка (по всем специальностям, обучение по которым ведется на профильных кафедрах института), учебно-методические семинары, мастер-классы профессорско-преподавательского состава АГИКИ, ведущих деятелей искусств и культуры, «Школа АГИКИ» (творческие кружки и студии для учащихся), краткосрочные курсы для взрослого населения.
В институте по очной и заочной формам обучается 798 студентов. Среди них – студенты из регионов Российской Федерации – Таймырского муниципального района Красноярского края, Магаданской области, Хабаровского края. На краткосрочную стажировку приезжают зарубежные студенты из учебных заведений, являющихся членами Университета Арктики.
Гордостью института является преподавательский коллектив, насчитывающий в настоящее время 93 человека. У истоков Арктического института стояли и работают сегодня выдающиеся деятели искусств и культуры: народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ Андрей Борисов, член-корреспондент РАХ Артур Васильев, народная артистка России Ая Яковлева, народная артистка России Альбина Борисова-Кычкина, заслуженная артистка РФ Айталина Адамова-Афанасьева, заслуженная артистка РС (Я) Валентина Колодезникова, лауреат международных конкурсов Николай Пикутский, народная артистка Якутии и заслуженная артистка России Степанида Борисова, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР и РФ Ефим Степанов, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственной премии им. П.А. Ойунского Валентина Чусовская, заслуженный художники России Константин Мамонтов и Юрий Спиридонов, заслуженный деятель искусств России Зинаида Иванова-Унарова, доктора искусствоведения Юрий Шейкин, Ангелина Лукина, Оксана Добжанская, доктор социологических наук, заслуженный деятель науки РС (Я) Ульяна Винокурова, доктора культурологии Юрий Китов, Ольга Шлыкова, Татьяна Ляпкина, заслуженные артисты Республики Саха (Якутия) Ирина Борисова, заслуженные деятели искусств РС (Я) Мария Рахлеева, Туйаара Шапошникова, Михаил Старостин, Марианна Лукина, Радомир Борисов, Владимир Никулин и др.
Почетные звания Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) имеют 30 преподавателей, степень доктора наук и ученое звание профессора – 7 человек, кандидатами наук, доцентами являются 32 преподавателя.
В нашем вузе 9 кафедр:
- кафедра народной художественной культуры,
- кафедра искусствоведения,
- кафедра музыкального искусства,
- кафедра театрального искусства,
- кафедра социально-культурной деятельности и менеджмента культуры,
- кафедра живописи и графики,
- кафедра библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин,
- кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики,
- кафедра информатики.
Обучение проходит в оборудованных аудиториях для проведения лекционно-семинарских и индивидуальных занятий, имеются хореографические залы, мастерские живописи, графики, дизайна, художественной обработки кости, специализированные классы по вокалу, инструментальному исполнительству, теории и истории музыки, репетиционные залы для учебного театра и оркестра народных инструментов, библиотека, фонотека.
Институтом установлены связи с Центром образования Саамского региона (г. Инари, Финляндия), Лапландским Университетом (Финляндия), Саамским Университетским колледжем (Норвегия), Монгольским университетом культуры и искусств, Университетом Кемён (Тэгу, Республика Корея), Центром Восточной Европы Варшавского университета, Государственным Эрмитажем России, Московским государственным институтом культуры, Восточно-Сибирской государственным институтом культуры, Дальневосточным федеральным университетом, Красноярским государственным художественным институтом, Институтом народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН и др.
Научная деятельность Арктического государственного института искусств и культуры нацелена на обеспечение современного уровня подготовки кадров, создание теоретико-методологической базы развития образовательного процесса, обеспечение подготовки кадров, переподготовку и повышение квалификации работников культуры и искусств Арктики.
В АГИКИ сложилась ведущая школа России в области этномузыкологии, которую возглавляет Ю.И. Шейкин. Исследователи этой школы занимаются изучением музыкально-фольклорного наследия народов Севра, Сибири и Дальнего Востока. Научные достижения были высоко оценены фондом Международной премии им. Фумико Коидзуми (2007, Япония). При Институте открыт в 2017 году Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии на основе уникальной личной коллекции профессора Ю.И. Шейкина. Экспонаты были собраны в результате более чем 25-летних полевых сборов и экспедиций.
Еще одним важным направлением работы института является научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации, руководитель доктор социологических наук Винокурова У.А. В июле 2013 г. Винокурова У.А. получила сертификат об «Открытии явления арктической циркумполярной цивилизации».
НИЦЦЦ – организатор Международной научно-практической конференцию (workshop) «Аргуновские чтения; Межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагика: проблемы и перспективы», посвященную 100-летию В.Ф. Афанасьева, 90-летию Г.Н. Волкова, 90-летию К.С. Чиряева по просьбе Министерства образования и науки РС (Я); Международного симпозиума «Наука о культуре: pro et contra» (Санкт-Петербург, 2017); Круглого стола «Холод и Цивилизация» (Москва, 2017). В августе 2017 года научно-исследовательским центром выполнен социально значимый проект «Дизайн теплой одежды на Полюсе Холода» с участием представителей Лапландского университета (Финляндия), Арктического федерального университета (Мурманская область).
Международное сотрудничество в АГИКИ было определено как одно из приоритетных направлений деятельности. Уже с 2002 года институт начал сотрудничество с Университетом Арктики в качестве наблюдателя, а в 2003 году стал его полноправным членом и принимает участие в обменной программе мобильности студентов «Север Северу» (North2North). Вхождение в образовательное и научное пространство Университета 12 Арктики значительно активизировало международные связи института: начался обмен студентами и преподавателями, определилось участие АГИИК в тематических сетях Университета Арктики, стали организовываться совместные семинары, конференции, фестивали. По творческому и научному направлению институт тесно сотрудничает с университетами Нидерландов, Исландии, Франции, Монголии и Китайской народной республики.
В январе 2019 года по программе студенческого обмена с «Высшей школы искусств Рейна» (г. Страсбург, Франция) для обучения на кафедре живописи и графики в наш институт прибыла студентка Тифайн Бранка. В рамках той же программы в Страсбурге обучается Дунаева Куннэй, студентка 3 курса направления «Дизайн».
Также в данное время в Монгольском университете культуры и искусств проходит обучение по специальности Вокальное искусство (уртын дуу-длинная песня) Лебедева Прасковья, студентка 2 курса направления «Народная художественная культура».
В АГИКИ осуществляется приём на основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета. В аспирантуре АГИКИ ведётся подготовка научно–педагогических кадров.
Сегодня АГИКИ готовит специалистов по программам бакалавриата:
1. Актерское искусство;
2. Режиссура;
3. Вокальное искусство;
4. Музыкально-инструментальное исполнительство;
5. Музыковедение;
6. Хореографическое искусство;
7. Живопись;
8. Графика;
9. Дизайн;
10. Народная художественная культура;
11. Культурология;
12. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы;
13. Социально-культурная деятельность;
14. Библиотечно-информационная деятельность;
15. Менеджмент социально-культурной деятельности;
16. Прикладная информатика;
17. Музеология;
Магистратура:
1. Народная художественная культура;
2. Дизайн;
3. Музеология;
4. Вокальное искусство.
Аспирантура:
1. Музыкознание,
2. Теория и история культуры (Культурология).
Институт активно развивает дополнительное профессиональное образование. Разработано большое количество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Под эгидой института действуют порталы «Память Якутии», «Куйаар - Обсерватория культурного разнообразия и образования народов РС (Я)» и «Циркумполярная цивилизация в музеях мира», сайт «Музыка для всех».
Важное направление работы АГИКИ – художественно–творческая деятельность. Значительная часть студентов и преподавателей включена в десятки творческих коллективов, студий, лабораторий, принимает активное участие в концертной деятельности, фестивалях, конкурсах России, региона, мира.
В институте, готовящем будущих специалистов в сфере культуры и искусства, особое внимание уделяется творчеству студентов. АГИКИ гордится достижениями студенческого народного танцевального ансамбля «Аар-Аартык», студенческого театра «Туйэркэн», Оркестра народных инструментов, Оперной студии, обрядового коллектива «Долун», которые завоевали признание в регионе, стране и мире.
Ансамбль «Аар-Аартык» является лауреатом международных фольклорных фестивалей в Италии, Испании, участником Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Сочи, многократный лауреат Всероссийских конкурсов и фестивалей, участник международного проекта Норвежского университета и консерватории г. Тромсе по сохранению этнокультурной идентичности и культурного многообразия народов Арктики. Многократный обладатель Гран-при республиканского Национального конкурса «Танцует Якутия». По приглашению руководства Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева студенты посетили репетиционные занятия и показали в своем исполнении танцы народов Севера и Арктики.
Активную концертную работу ведет лауреат международных конкурсов – Оркестр народных инструментов, являющийся ведущим профессиональным коллективом на Дальнем Востоке и в Якутии, единственным в республике оркестром русских народных инструментов, аналогичный по своему составу Академическому оркестру им. Н. Осипова. В его репертуаре более 200 оригинальных произведений якутских, русских, зарубежных композиторов, а также переложения классики. Он участвует во всех фестивалях и мероприятиях, проводимых в республике с сольными концертами, постоянно гастролирует по Якутии, а также по Дальневосточному региону (Владивосток, Уссурийск). При активном участии и содействии Оркестра народных инструментов с 2017 года проводится Всероссийский фестиваль-конкурс исполнителей на народных инструментах «Созвездия Арктики».
Студенческий фольклорный коллектив Арктического государственного института культуры и искусств «Долун» организован в 2016 году, в его составе – студенты кафедры народной художественной культуры по профилю «Руководство этнокультурным центром». Репертуар содержит несколько направлений: традиционное исполнение героического эпоса олонхо, якутские народные песни, народные традиционные песни народов Арктики. «Долун» является лауреатом многих республиканских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей исполнителей эпоса. У коллектива большие творческие планы по сохранению, развитию и пропаганде традиционной культуры народов Арктики.
При кафедре социально-культурной деятельности и менеджмента культуры существует студенческий театр «Туйэркэн», который занимается постановкой спектаклей и театрализованных представлений городского и республиканского масштабов. Театр завоевал диплом лауреата в X Юбилейном Международном Проекте «Караван Культуры Артистического Лета» на острове Волин (фестивальная и конкурсная программы), Польша-Германия и получил приглашение на участие в фестивале в Италии.
Большим достижением и успехом Оперной студии АГИКИ является участие в 2014 году в XXV Международном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки студентки Екатерины Корякиной (класс Колодезниковой В.И., концертмейстер Ускова Л.А.), на котором она завоевала звание лауреата 2-й премии. Председатель жюри, народный артист СССР Владислав Пьявко отметил хорошую вокальную школу и творческий потенциал студентки. Студенты Оперной студии при кафедре музыкального искусства работают в качестве солистов и артистов хора Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона, артистов Симфонического хора Якутской государственной филармонии им. Г.М. Кривошапко, преподавателями ДШИ, частных музыкальных школ.
Богата достижениями кафедра театрального искусства, студенты которой – будущие звезды якутской драматической сцены. Еще будучи учениками признанных мастеров Андрея Борисова, Ефима Степанова, Степаниды Борисовой, они ежегодно принимают участие и одерживают победы в республиканских и российских театральных фестивалях: в республиканских «Желанном береге» и «Сата», Всероссийском студенческом конкурсе чтецов памяти З.В. Савковой в Санкт-Петербурге.
Студенты кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики периодически становятся дипломантами Международного форума «Китеж-Градъ» и Всероссийского конкурса инновационных проектов (интернет-конкурс) «Ветер мечты» в области дизайна интерьера и «Мы живем в России» в области ландшафтного дизайна, Международного конкурса декоративно-прикладного и монументального искусства в рамках Международного фестиваля искусств «Арт-пространство Амура», фестивалях косторезного искусства и мн. др.
Силами студентов всех направлений АГИКИ в 2016 году был создан перфоманс-спектакль «Птица по имени АГИКИ» (реж. А.С. Борисов) по мотивам повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха. Главной темой постановки, в которой переплелись реальность и мифология, стала тема полета, поиска себя и своего пути. Проект стал блестящим доказательством силы единения студентов и преподавателей, выпускников и поклонников нашего творческого вуза.
Художественное творчество студентов заслуженно оценивается на всех уровнях и конкурсах. Студенческие коллективы ежегодно принимают участие во всех значимых культурных мероприятиях городского, республиканского, всероссийского и международного уровней.
Институт выступает организатором ряда значимых творческих форумов и мероприятий, в частности: Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Сияние Арктики», вокалистов «Голос Арктики», Международная арктическая триеннале «Арктический хронотоп», Республиканская олимпиада школьников «Культура и искусство Арктики», Всероссийский конкурс исполнителей эпоса «Эпосы народов России», Международный проект «Кочующие свитки» и др.
С 2018 года АГИКИ совместно с Якутской государственной сельскохозяйственной академией и Чурапчинским государственным институтом физической культуры и спорта реализуют республиканский проект «Образование + Культура». Организаторы проекта объединились вокруг идеи формирования идеала человека высокой культуры, здорового образа жизни, хозяина своей страны, умеющего трудиться и творить, основанной на концепции выдающегося общественного деятеля А.Е. Кулаковского, которая изложена в письме «Якутской интеллигенции» (1912). Основную задачу якутской интеллигенции А.Е. Кулаковский видел в «сознательной, культурной и законной борьбе за право существования своего народа посредством прогресса и культуры». Проект нацелен на продвижение посредством новых форм феномена национального возрождения в ХХI веке.
Профориентационная работа, мастер-классы с учащимися и педагогами, концерты перед населением, открытие «Стажировочных площадок», встречи с главами улусов и наслегов включены в программу посещения районов. Десант 3-х вузов охватил территории 9-ти улусов республики, в Нюрбинском, Оймяконском улусах созданы инновационные площадки, главной целью деятельности которых являются плановая, системная профориентационная работа «Билет в будущее». В итоге, проект «Образование + Культура» должен достичь создания площадок во всех улусах нашей республики.
В новых условиях государственной политики в сфере высшего образования дальнейшее развитие Арктического государственного института культуры и искусств будет направлено на формирование гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения. Кроме этого, в соответствии с требованиями «Национального проекта «Наука» будет расширение и укрепление фундаментальной и прикладной научной деятельности вуза путем интеграции АГИКИ в мировое научное сообщество, налаживанием международных контактов и развитием сотрудничества с научно-образовательными учреждениями и общественными организациями, миссии которых сопряжены с арктической гуманитарной концепцией.