Грант на стипендию Союза театральных деятелей России был получен мной в августе этого года. На его средства я съездила в Берлин на театральный семинар педагогов по мастерству актера и режиссуре, который проводился профессором Юрием Альшицем с 1 по 7 ноября 2015 года в рамках Программы государственной и общественной поддержки театрального искусства под патронатом Президента РФ, при содействии Министерства культуры РФ и Международного Института Театра (ITI).
Приехали педагоги из разных учебных заведений России: Театрального института им. Б. Щукина, РАТИ (ГИТИС), Самарской академии культуры и искусств, Екатеринбургского театрального института, самой дальней точкой была Якутия – я представляла Арктический институт культуры и искусств. Присутствовали и сами немцы, а также греки, французы. Занятия велись на немецком языке. В программу вошли семинары, лекции, творческие показы. Мы поставили два спектакля по Бертольту Брехту. Экспертом был Александр Штильмарк, немецкий театральный режиссер, последователь Б. Брехта. Он высоко оценил наше творчество.
Мы посетили дом Брехта, посмотрели спектакль «Мамаша Кураж» в театре Берлинер ансамбль. Мне было очень интересно посмотреть этот спектакль на его родной сцене, на немецком языке, ранее я его видела в Малом театре во время фестиваля «Золотая маска» в 1996 году. Также мы побывали на спектакле в Дойчен театр на спектакле «В ожидании Годо». Немецкая публика очень сдержанная, неэмоциональная. В театры ходят настоящие ценители искусства, которые там отдыхают от обыденных забот.
Актерская техника игры у них другая, например, в абсурдистской драме слова и фразы выкрикиваются, что очень непривычно для нас, россиян. Нет психологизма, все несколько поверхностно. Система Станиславского для них – это высота, но у них сильны и свои направления. Немцы восхищаются русской театральной школой, они были очень довольны, что на семинар приехали носители ее традиций.
Юрий Альшиц окончил ГИТИС, он ученый, у него есть ученики, аспиранты, последователи, живет в Берлине. Он проводит этот семинар уже в третий раз: в первый раз – в Тбилиси, в прошлом году – в Сочи, в этом – в Берлине. В следующем году хотят провести семинар в США. С коллегами мы нашли общий язык, поскольку у нас одни и те же цели и задачи педагогические. Самое интересное, о чем говорили во время занятий – об отношении к студентам. Говорили, что к ним не надо уже относиться, как раньше, надо дать им свободу, не «разжевывать» материал, дать возможность им самим анализировать и дорабатывать информацию, развиваться, не «обслуживать» их. Сейчас меняется форма общения между педагогом и студентом, все ведет к тому, что скоро преподавание будет производиться через Интернет.
Каждый человек должен заниматься саморазвитием, если он не посещает занятия, не может – не надо его «тянуть», если он не понимает профессию – должен уйти. По словам Ю. Альшица, если студент не может по разным причинам заниматься – это его проблемы. В театре таких не держат, тем более что искусство не стоит на месте, это живая энергетика людей, поэтому, если тратить время на развитие отстающих – не будет искусства.
Интересное было понятие «Nomade» - кочующие актеры, которые могут временно объединяться в каком-то месте для постановки спектакля, даже могут менять свою религию. У них много идей и планов в этом направлении, чтобы встретиться в любой точке мира.
Очень большой интерес сегодня Запад имеет к Востоку, к восточному театру. Я рассказала о нашем театре, Андрея Саввича и Степаниду Ильиничну знают. Знают о Сахатеатре через творчество А.С. Борисова, интересуются Театром олонхо. Европа тянется к театрам Востока, особенно молодежь нацелена на Вьетнам, Малайзию, Индонезию и т.д.
Традиции русской театральной школы очень высоко ценятся в Европе, так что наши выпускники вполне могут найти себя на ее сценах. Мой творческий показ впечатлил участников семинара, все педагоги с удовольствием занимались на моих тренингах. Так что я считаю, что достойно показала уровень театральной школы Якутии. Юрий Альшиц лично поблагодарил меня за участие в семинаре.
Мы посетили дом Брехта, посмотрели спектакль «Мамаша Кураж» в театре Берлинер ансамбль. Мне было очень интересно посмотреть этот спектакль на его родной сцене, на немецком языке, ранее я его видела в Малом театре во время фестиваля «Золотая маска» в 1996 году. Также мы побывали на спектакле в Дойчен театр на спектакле «В ожидании Годо». Немецкая публика очень сдержанная, неэмоциональная. В театры ходят настоящие ценители искусства, которые там отдыхают от обыденных забот.
Актерская техника игры у них другая, например, в абсурдистской драме слова и фразы выкрикиваются, что очень непривычно для нас, россиян. Нет психологизма, все несколько поверхностно. Система Станиславского для них – это высота, но у них сильны и свои направления. Немцы восхищаются русской театральной школой, они были очень довольны, что на семинар приехали носители ее традиций.
Юрий Альшиц окончил ГИТИС, он ученый, у него есть ученики, аспиранты, последователи, живет в Берлине. Он проводит этот семинар уже в третий раз: в первый раз – в Тбилиси, в прошлом году – в Сочи, в этом – в Берлине. В следующем году хотят провести семинар в США. С коллегами мы нашли общий язык, поскольку у нас одни и те же цели и задачи педагогические. Самое интересное, о чем говорили во время занятий – об отношении к студентам. Говорили, что к ним не надо уже относиться, как раньше, надо дать им свободу, не «разжевывать» материал, дать возможность им самим анализировать и дорабатывать информацию, развиваться, не «обслуживать» их. Сейчас меняется форма общения между педагогом и студентом, все ведет к тому, что скоро преподавание будет производиться через Интернет.
Каждый человек должен заниматься саморазвитием, если он не посещает занятия, не может – не надо его «тянуть», если он не понимает профессию – должен уйти. По словам Ю. Альшица, если студент не может по разным причинам заниматься – это его проблемы. В театре таких не держат, тем более что искусство не стоит на месте, это живая энергетика людей, поэтому, если тратить время на развитие отстающих – не будет искусства.
Интересное было понятие «Nomade» - кочующие актеры, которые могут временно объединяться в каком-то месте для постановки спектакля, даже могут менять свою религию. У них много идей и планов в этом направлении, чтобы встретиться в любой точке мира.
Очень большой интерес сегодня Запад имеет к Востоку, к восточному театру. Я рассказала о нашем театре, Андрея Саввича и Степаниду Ильиничну знают. Знают о Сахатеатре через творчество А.С. Борисова, интересуются Театром олонхо. Европа тянется к театрам Востока, особенно молодежь нацелена на Вьетнам, Малайзию, Индонезию и т.д.
Традиции русской театральной школы очень высоко ценятся в Европе, так что наши выпускники вполне могут найти себя на ее сценах. Мой творческий показ впечатлил участников семинара, все педагоги с удовольствием занимались на моих тренингах. Так что я считаю, что достойно показала уровень театральной школы Якутии. Юрий Альшиц лично поблагодарил меня за участие в семинаре.
А.Г. Мучина,
доцент кафедры театрального искусства,
заслуженный деятель искусств РС (Я)
доцент кафедры театрального искусства,
заслуженный деятель искусств РС (Я)