Студенты Арктического государственного института культуры и искусств - коллектив студенческого театра «Туйэркэн» с 4 по 17 февраля прошли обучение в Высшей школе сценических искусств при участии Независимой научно-творческой «Лаборатории современных подходов к изучению пластической культуры в пространстве евразийского театра» на серии мастер-классов под общим названием «Архитектура невидимого: пластика как высказывание».
В рамках программы были проведены Мастер-классы: хореографа-постановщика Анны Белич (г. Санкт-Петербург), ученицы Коринн Сум и Стивена Вессона, последних учеников Этьена Декру. Имеет более 50 постановок в России и за рубежом; клоуна-мима Доржи Галсанова, артиста Le Cirque du Soleil (шоу «Zarkana» (2011), «Cloun lab» (2012), Лауреата всероссийских и международных конкурсов среди театров пластического направления, актер театра современной пластики и пантомимы «АзАрт», актер театра пластической драмы «Человек» им. Н. Дугар-Жабон; народного артиста России Константина Райкина, посвященного личности и творчеству Марселя Марсо – мировой знаменитости, талантливейшему французскому артисту жанра пантомимы, грустному клоуну Бипу; «Музыка в аспекте режиссуры пластического театра» пианиста, органиста, композитора, педагога, кандидата искусствоведения, номинанта премии Росгосцирка «Композитор года» (2015), заведующего кафедрой истории и теории музыки Института современного искусства Николая Бабича.
Автор программы Татьяна Смирнягина, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия провела спецкурс на тему «Основы методологии режиссерского творчества» – о ремесле и творчестве, об искусстве пластической композиции, о «говорящем пространстве как конструировании соотношений предметного мира, звука, цвета, а также о приеме фантастических аналогий в структуре постановочного События.
Также по программе обучения слушателей прошли тренинги на основе упражнений Театра дю Солей (реж. Ариана Мнушкина), с использованием базовых принципов легендарного французского режиссера и педагога, реформатора театра Этьена Декру (учителя Ж.-Л. Барро и М. Марсо), создателя уникальной системы пластического воспитания актера, известной под названием «Mime pur». Базовый принцип школы «Mime pur» – принцип «идентификации», отождествление актера с персонажем. Система Декру, призывавшего избавить театр от главенства литературы, требует от актеров прежде всего научиться выражать театральное действие через движение и включает методику психофизической подготовки актера современного драматического актера, сложилась и как профессиональная школа для театров различных визуальных сценических направлений искусства, включая в себя, помимо специальных упражнений, упражнения по основам режиссуры, уникальный класс драматической импровизации, а также класс пластической подготовки «Mime corporel».
В России, с ее мощной школой психологического театра К. Станиславского, М. Чехова, Вс. Мейерхольда, техника Э. Декру попала на благодатную почву драмы, осуществляя цели и задачи ее автора. Взаимодействуя с актерской техникой, принципы работы с пластической формой создали дополнительные возможности для развития хореографии, пластики в драматическом и музыкальном театрах.