В 2001 году в городе Гагарино Смоленской области, носящем имя Первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, установлен памятник из бронзы, на котором золотом выведена надпись «Анне Тимофеевне Гагариной». Автор этого замечательного памятника скульптор Эдуард Иннокентьевич Пахомов совместно с архитектором В.Д. Щекиным нашли удачное место, установив его перед Домом-музеем Ю.А. Гагарина и органично включив композицию в городскую среду. Памятник помогли отлить в бронзе в мастерской Академии художеств в Санкт-Петербурге петербургские скульпторы Александр Шляхтин и Евгений Кац.
Рождение памятника Матери космонавта имеет свою историю. В 2000 году первый президент Республики Саха (Якутия) (главы республик тогда именовались президентами) Михаил Ефимович Николаев приехал в г. Гагарино по вопросам строительства гранильного завода. Конечно же, прежде всего он посетил Дом-музей Гагарина, затем с сопровождающими его лицами выехал в деревню Клушенко, чтобы посетить могилу матери знаменитого космонавта. Он был поражен тем, что могила была более чем скромная, и принял решение установить памятник Анне Тимофеевне. Не откладывая дело в долгий ящик, он вызвал из Якутска скульптора Эдуарда Пахомова и предложил ему поработать над достойным увековечиванием Матери. Был объявлен всероссийский конкурс, в котором первое место получил эскиз Пахомова, к тому времени уже хорошо продумавшего идею памятника. На следующий год уже был торжественно открыт памятник Анне Андреевне – прекрасное произведение монументальной скульптуры, покоряющее достоверностью образа, лаконичностью форм и глубиной психологического содержания.
Мать Юрия Алексеевича, Анна Тимофеевна устало присела на скамейку, у ног пристроилась собака, ее верный друг. Волевое лицо русской женщины с гладкой прической, с накинутой на плечи шалью сочетается с ее духовной красотой, с выражением материнской нежности. Художник никогда ее не видел, работал по фотографиям, вместе с тем, люди, которые помнят ее, говорят, что автор точно уловил ее внешнее сходство. Вместе с тем на ее лице семейная родовая печать: она похожа на Юрия Алексеевича, то есть сын, по-видимому, унаследовал многие черты матери. Скамейка, по словам автора, была в свое время сделана отцом космонавта; на спинку скамейки накинута шинель любимого сына. Скульптор добивался ощущения живого присутствия Юрия Гагарина. Эдуард Пахомов вел дневник, в котором записал точные размеры памятника и свои размышления. Вот что он пишет: «Скульптура выполнена по законам реализма. Лепка живая, размер композиции сохраняет цельность усадьбы, не разрушает гармонию объемов. Фигура Матери высотой 171 см. Сидит на скамейке размером 156x80x100 на левой ее половине. На правой спинке скамейки заброшена шинель 37x108x67. Собачка у ног Матери, как символ верности, дум утешения, 62x28x41. Плинт-полированный гранит 300x280x37, отсеченный, чуть приподнятый на 5-6 см от земли. Композиция памятника на первый взгляд очень простая. Вот сидит Анна Тимофеевна с собачкой у ног на скамейке. Скамейка сохранившая теплоту отцовских рук - это художественный образ мужа, Алексея Ивановича, отца-кормильца, главы семейства, разделившего в воспитании детей все трудности, невзгоды пополам с Матерью. Шинель, небрежно закинутая на спинку скамейки, является неотъемлемой частью композиции: Юрий Гагарин где-то рядом с нами живой, как живы его подвиг, его дела. Детали еще глубже раскрывают Образ Матери, воспитавшей, а затем потерявшей не только одного сына. Это Судьба многих Матерей России». Вот так конкретный образ автор обобщает в великий образ Матери-России.
За этот теплый задушевный памятник Эдуарду Иннокентьевичу было присвоено звание Лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени П.А. Ойунского. Работа над темой семьи Гагарина должна была иметь продолжение, но сердце скульптора неожиданно остановилось 29 июля 2015 г. Он находился в то время в г. Улан-Удэ, где завершал работы над отливкой монументального комплекса «Солдат Туймаады» С позволения вдовы Эдуарда Иннокентьевича, Ларисы, позволю себе процитировать некоторые строки из его дневника, написанные на якутском языке в моем переводе:
«8 декабря 2014 г. Вечером в 23,20 из Москвы позвонил космонавт Леонов Алексей Архипович. Боюсь, что от растерянности и неожиданности я разговаривал с ним невпопад. Речь шла о памятнике отцу Юрия Гагарина. Он сказал, что «надо сделать памятник Алексею Ивановичу, что мы заказываем его вместе с Иосифом Кобзоном».
10 декабря 2014. 16,20. Вот что друзья мои! Целых семь минут разговаривал с Леоновым. Говорили о памятниках. Он рассказал, что скульптор Рукавишников поставил памятник Скобелеву, установил перед зданием Генерального штаба. Потом пригласил меня приехать к нему после Нового года.
9 февраля 2015 г., понедельник. Прибыл в Москву. Остановился в гостинице, номер которой заранее нашла для меня Лариса (жена). Немного отдохнув в гостинице, около 11 часов позвонил Алексею Архиповичу Леонову. Он сказал, «Приходите, буду ждать». Это, оказывается, недалеко отсюда, около «Альфа банка». Меня встретил внизу секретарь. Алексей Архипович ждал меня. На столе у него были разложены фотографии, которые я отправил ему заранее. Похвалил мой «хороший почерк». До 13 часов разбирали с ним эскизы, темой разговора были Космос, Якутия, Юрий Гагарин, Анна Тимофеевна. Пили чай. Алексей Архипович сказал, что сейчас Кобзона нет в Москве. Продумывали композицию памятника. Я показал свой дневник, где были записаны мои мысли, когда я работал над памятником Анне Тимофеевне. Затем секретарь фотографировал нас. При этом я встал за спиной Леонова. Вот такой счастливый день выпал сегодня на меня».
У Эдуарда Иннокентьевича остался эскиз в пластилине, в котором Алексей Иванович стоит с тросточкой за спиной сидящей Анны Тимофеевны. Портретное сходство выполнил по фотографиям, в эскизе получилась очень теплая искренняя композиция, в то же время автор избежал обычного бытовизма. Есть ощущение внутренней одухотворенности и взаимопонимания двух близких людей. Жаль, что не успел воплотить в жизни задуманное.
Эдуард Иннокентьевич Пахомов родился 6 марта 1951 г. в с. Сунтар Якутии. Нынче ему исполнилось бы 65 лет. По этому случаю 4 марта Национальный художественный музей республики открывает его персональную выставку, а также готовится к изданию книга воспоминаний друзей и родственников с альбомом репродукций работ скульптора. Выросший в многодетной семье, Эдуард с детства привык заботиться о младших сестрах и братьях. Его отец, Иннокентий Петрович Пахомов, был партийным работником, вел общественную деятельность, мать Ксения Степановна утром уходила в пекарню печь хлеб для односельчан. Дети все выросли самостоятельными, дружными и умело справлялись с любой работой. Дед Эдуарда по мужской линии, прозванный Хара Бётр (Черный Петр) в свое время славился как мастер-кузнец. Отец считал, что Эдик унаследовал талант деда работать с металлом. Сестра Розалия Иннокентьевна – известная в республике народная мастерица, участница крупных, в том числе международных выставок народного искусства.
Эдуард окончил школу в отдаленном от центра маленьком таежном поселке Вилючан, где позже по его инициативе открылся музей изобразительных искусств, ставший филиалом Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Еще дальше от Вилючана на берегу реки Вилюй находится красивейшая местность Мэйик, куда приезжал Эдуард каждое лето на каникулы. Судя по дневниковым записям, охотник, рыбак и художник превращался в поэта, восторженно воспевающего красоту природы и величие реки Вилюй.
После школы, отслужив в армии, Эдуард поступил в Якутское художественное училище на отделение резьбы по дереву, где получил основы профессиональной подготовки для будущей специальности скульптора. Затем продолжил образование на скульптурном отделении Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, в мастерской профессора В. Б. Пинчука. После окончания института в 1983 г. Эдуард вернулся в Якутск. С этого времени начинается его интенсивная творческая деятельность, он активно участвует в художественных выставках. Стремление к совершенствованию профессионального мастерства приводит его в г. Красноярск, где в 1986 г. открылись творческие мастерские Российской Академии художеств. Стажировку проходит под руководством известного скульптора, академика Л. Н. Головницкого. На следующий год в Красноярске открывается государственный художественный институт, и его первый ректор В. Н. Петров-Камчатский приглашает Эдуарда Иннокентьевича на преподавательскую работу. Через некоторое время ВАК утверждает Пахомова на ученое звание доцента, что для художников приравнивается к степени кандидата наук. В институте у него учились многие художники, ставшие позже известными мастерами. Эдуард Иннокентьевич особенно гордился тем, что его называет своим учителем выдающийся художник, скульптор и ювелир, снискавший всемирную славу Даши Намдаков. В красноярский период творчество Эдуарда приобретает новый для якутской скульптуры характер. Появляются лирико-романтические произведения, насыщенные личностным мироощущением автора. Он мастерски обрабатывает материал – бронзу, мрамор, красное дерево, гальванопластику. Вернувшись в Якутск, доцент Пахомов преподает скульптуру и перспективу в Арктическом государственном институте культуры и искусств, где и проработал до конца своей жизни. Педагогическую работу он успешно сочетает с творческой. Его произведения насыщены философскими раздумьями о жизни, окрашены внутренней поэтикой, возвышенной романтикой, порой осложнены драматическим содержанием и глубинной смысловой символикой. Композиции «Притча о свободе», «Парение», «Мальчики Срединного мира» восхищают свободой и красотой пластики. Теплым юмором проникнуты бронзовые фигурки «Старик Садын» и «Каюр», балансируя на грани сказочности и реальности бытия. Старик-охотник с длинной трубкой в зубах, с ружьем за спиной и с собакой сзади, везет множество предметов от медного чайника до деревянной верши для ловли рыбы. На голове торжественно восседает птичка с длинным клювом. Если все эти работы носят станковый характер и большинство находится в музеях, то в дальнейшем произведения скульптора выходят из музейных залов на городские площади и просторы природы. Много памятников украшают города и села не только Якутии, но и в других городах России. Одним из крупных монументальных сооружений скульптора является мемориальный комплекс «Вилюйское кольцо» в якутском городе Мирном (2002-2005, бронза, гранит, архитектор С.В. Миронов, соавторы Е.Кац, А. Шляхтин), посвященный первооткрывателям алмазов в Якутии.
Привлекает жителей г. Якутска памятник мореплавателю Семену Дежневу и его жене Абакаяде с сыном Любимом (2005). Образ первопроходца Семена Дежнева и якутской красавицы Абакаяды народ воспринял как символ любви и верности. Стихийно зародилась святая традиция для молодоженов приходить сюда в день свадьбы, чтобы прикоснуться к памятнику вечной любви (2006, бронза, гранит, арх. И.С. Андросов, соавторы М. Павлов, Е. Кац и В.Шляхтин). Одним из самых важных по замыслу и сложных по исполнению сооружений является комплекс памятника Бекетову – основателю г. Якутска и первопроходцам Сибири (2007). Монумент представляет собой колонну высотой 33,4 м. и символизирует историческое единение народов России. Колонна опирается на четыре арки, на которых высечены рельефы «Град-Якуцк», «Встреча казаков с местным населением», «Якутская интеллигенция» и «Крещение якутов». Каждый из них имеет глубокое по смыслу символическое и реальное содержание.
Лебединой песней скульптора Пахомова стал мемориальный комплекс «Солдат Туймады», торжественно открытый 2 сентября 2015 г. в г. Якутске, приуроченный к окончанию Второй Мировой войны. У входа установлены две колонны в форме якутских священных столбов сэргэ, на перекладине между ними прикреплен медный колокол, символизирующий тревожный набат, зовущий к началу войны и защите Отечества. Под колонной заложена капсула времени, вскрытие которой должно состояться 2 сентября 2045 г. Главная достопримечательность у входа – бронзовое Седло Воина, как свидетель проскакавших военных лет борьбы, страданий, потерь и побед. Перед луки седла увенчан головой грозного орла, держащего в когтях барса – побежденного врага. Все рельефы, покрывающие седло и чепрак коня, несут символы победы над врагом. На площади комплекса установлены многочисленные стелы, на которых записаны имена бойцов, призванных из Якутского городского военкомата. Записано 20563 имени. Комплекс «Солдат Туймаады» - результат коллективного труда архитекторов, скульпторов и литейщиков. А главный эскиз и основная нагрузка легла на плечи Эдуарда Иннокентьевича. К сожалению, он не увидел открытия своего детища. Художник скончался в Улан-Удэ 29 июля 2015 г. когда заканчивал детали к рельефным и объемным частям скульптуры.
Эдуард Пахомов был человеком колоссальной работоспособности и большого таланта. Жизнь его прервана на взлете Творчества.
Рождение памятника Матери космонавта имеет свою историю. В 2000 году первый президент Республики Саха (Якутия) (главы республик тогда именовались президентами) Михаил Ефимович Николаев приехал в г. Гагарино по вопросам строительства гранильного завода. Конечно же, прежде всего он посетил Дом-музей Гагарина, затем с сопровождающими его лицами выехал в деревню Клушенко, чтобы посетить могилу матери знаменитого космонавта. Он был поражен тем, что могила была более чем скромная, и принял решение установить памятник Анне Тимофеевне. Не откладывая дело в долгий ящик, он вызвал из Якутска скульптора Эдуарда Пахомова и предложил ему поработать над достойным увековечиванием Матери. Был объявлен всероссийский конкурс, в котором первое место получил эскиз Пахомова, к тому времени уже хорошо продумавшего идею памятника. На следующий год уже был торжественно открыт памятник Анне Андреевне – прекрасное произведение монументальной скульптуры, покоряющее достоверностью образа, лаконичностью форм и глубиной психологического содержания.
Мать Юрия Алексеевича, Анна Тимофеевна устало присела на скамейку, у ног пристроилась собака, ее верный друг. Волевое лицо русской женщины с гладкой прической, с накинутой на плечи шалью сочетается с ее духовной красотой, с выражением материнской нежности. Художник никогда ее не видел, работал по фотографиям, вместе с тем, люди, которые помнят ее, говорят, что автор точно уловил ее внешнее сходство. Вместе с тем на ее лице семейная родовая печать: она похожа на Юрия Алексеевича, то есть сын, по-видимому, унаследовал многие черты матери. Скамейка, по словам автора, была в свое время сделана отцом космонавта; на спинку скамейки накинута шинель любимого сына. Скульптор добивался ощущения живого присутствия Юрия Гагарина. Эдуард Пахомов вел дневник, в котором записал точные размеры памятника и свои размышления. Вот что он пишет: «Скульптура выполнена по законам реализма. Лепка живая, размер композиции сохраняет цельность усадьбы, не разрушает гармонию объемов. Фигура Матери высотой 171 см. Сидит на скамейке размером 156x80x100 на левой ее половине. На правой спинке скамейки заброшена шинель 37x108x67. Собачка у ног Матери, как символ верности, дум утешения, 62x28x41. Плинт-полированный гранит 300x280x37, отсеченный, чуть приподнятый на 5-6 см от земли. Композиция памятника на первый взгляд очень простая. Вот сидит Анна Тимофеевна с собачкой у ног на скамейке. Скамейка сохранившая теплоту отцовских рук - это художественный образ мужа, Алексея Ивановича, отца-кормильца, главы семейства, разделившего в воспитании детей все трудности, невзгоды пополам с Матерью. Шинель, небрежно закинутая на спинку скамейки, является неотъемлемой частью композиции: Юрий Гагарин где-то рядом с нами живой, как живы его подвиг, его дела. Детали еще глубже раскрывают Образ Матери, воспитавшей, а затем потерявшей не только одного сына. Это Судьба многих Матерей России». Вот так конкретный образ автор обобщает в великий образ Матери-России.
За этот теплый задушевный памятник Эдуарду Иннокентьевичу было присвоено звание Лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени П.А. Ойунского. Работа над темой семьи Гагарина должна была иметь продолжение, но сердце скульптора неожиданно остановилось 29 июля 2015 г. Он находился в то время в г. Улан-Удэ, где завершал работы над отливкой монументального комплекса «Солдат Туймаады» С позволения вдовы Эдуарда Иннокентьевича, Ларисы, позволю себе процитировать некоторые строки из его дневника, написанные на якутском языке в моем переводе:
«8 декабря 2014 г. Вечером в 23,20 из Москвы позвонил космонавт Леонов Алексей Архипович. Боюсь, что от растерянности и неожиданности я разговаривал с ним невпопад. Речь шла о памятнике отцу Юрия Гагарина. Он сказал, что «надо сделать памятник Алексею Ивановичу, что мы заказываем его вместе с Иосифом Кобзоном».
10 декабря 2014. 16,20. Вот что друзья мои! Целых семь минут разговаривал с Леоновым. Говорили о памятниках. Он рассказал, что скульптор Рукавишников поставил памятник Скобелеву, установил перед зданием Генерального штаба. Потом пригласил меня приехать к нему после Нового года.
9 февраля 2015 г., понедельник. Прибыл в Москву. Остановился в гостинице, номер которой заранее нашла для меня Лариса (жена). Немного отдохнув в гостинице, около 11 часов позвонил Алексею Архиповичу Леонову. Он сказал, «Приходите, буду ждать». Это, оказывается, недалеко отсюда, около «Альфа банка». Меня встретил внизу секретарь. Алексей Архипович ждал меня. На столе у него были разложены фотографии, которые я отправил ему заранее. Похвалил мой «хороший почерк». До 13 часов разбирали с ним эскизы, темой разговора были Космос, Якутия, Юрий Гагарин, Анна Тимофеевна. Пили чай. Алексей Архипович сказал, что сейчас Кобзона нет в Москве. Продумывали композицию памятника. Я показал свой дневник, где были записаны мои мысли, когда я работал над памятником Анне Тимофеевне. Затем секретарь фотографировал нас. При этом я встал за спиной Леонова. Вот такой счастливый день выпал сегодня на меня».
У Эдуарда Иннокентьевича остался эскиз в пластилине, в котором Алексей Иванович стоит с тросточкой за спиной сидящей Анны Тимофеевны. Портретное сходство выполнил по фотографиям, в эскизе получилась очень теплая искренняя композиция, в то же время автор избежал обычного бытовизма. Есть ощущение внутренней одухотворенности и взаимопонимания двух близких людей. Жаль, что не успел воплотить в жизни задуманное.
Эдуард Иннокентьевич Пахомов родился 6 марта 1951 г. в с. Сунтар Якутии. Нынче ему исполнилось бы 65 лет. По этому случаю 4 марта Национальный художественный музей республики открывает его персональную выставку, а также готовится к изданию книга воспоминаний друзей и родственников с альбомом репродукций работ скульптора. Выросший в многодетной семье, Эдуард с детства привык заботиться о младших сестрах и братьях. Его отец, Иннокентий Петрович Пахомов, был партийным работником, вел общественную деятельность, мать Ксения Степановна утром уходила в пекарню печь хлеб для односельчан. Дети все выросли самостоятельными, дружными и умело справлялись с любой работой. Дед Эдуарда по мужской линии, прозванный Хара Бётр (Черный Петр) в свое время славился как мастер-кузнец. Отец считал, что Эдик унаследовал талант деда работать с металлом. Сестра Розалия Иннокентьевна – известная в республике народная мастерица, участница крупных, в том числе международных выставок народного искусства.
Эдуард окончил школу в отдаленном от центра маленьком таежном поселке Вилючан, где позже по его инициативе открылся музей изобразительных искусств, ставший филиалом Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Еще дальше от Вилючана на берегу реки Вилюй находится красивейшая местность Мэйик, куда приезжал Эдуард каждое лето на каникулы. Судя по дневниковым записям, охотник, рыбак и художник превращался в поэта, восторженно воспевающего красоту природы и величие реки Вилюй.
После школы, отслужив в армии, Эдуард поступил в Якутское художественное училище на отделение резьбы по дереву, где получил основы профессиональной подготовки для будущей специальности скульптора. Затем продолжил образование на скульптурном отделении Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, в мастерской профессора В. Б. Пинчука. После окончания института в 1983 г. Эдуард вернулся в Якутск. С этого времени начинается его интенсивная творческая деятельность, он активно участвует в художественных выставках. Стремление к совершенствованию профессионального мастерства приводит его в г. Красноярск, где в 1986 г. открылись творческие мастерские Российской Академии художеств. Стажировку проходит под руководством известного скульптора, академика Л. Н. Головницкого. На следующий год в Красноярске открывается государственный художественный институт, и его первый ректор В. Н. Петров-Камчатский приглашает Эдуарда Иннокентьевича на преподавательскую работу. Через некоторое время ВАК утверждает Пахомова на ученое звание доцента, что для художников приравнивается к степени кандидата наук. В институте у него учились многие художники, ставшие позже известными мастерами. Эдуард Иннокентьевич особенно гордился тем, что его называет своим учителем выдающийся художник, скульптор и ювелир, снискавший всемирную славу Даши Намдаков. В красноярский период творчество Эдуарда приобретает новый для якутской скульптуры характер. Появляются лирико-романтические произведения, насыщенные личностным мироощущением автора. Он мастерски обрабатывает материал – бронзу, мрамор, красное дерево, гальванопластику. Вернувшись в Якутск, доцент Пахомов преподает скульптуру и перспективу в Арктическом государственном институте культуры и искусств, где и проработал до конца своей жизни. Педагогическую работу он успешно сочетает с творческой. Его произведения насыщены философскими раздумьями о жизни, окрашены внутренней поэтикой, возвышенной романтикой, порой осложнены драматическим содержанием и глубинной смысловой символикой. Композиции «Притча о свободе», «Парение», «Мальчики Срединного мира» восхищают свободой и красотой пластики. Теплым юмором проникнуты бронзовые фигурки «Старик Садын» и «Каюр», балансируя на грани сказочности и реальности бытия. Старик-охотник с длинной трубкой в зубах, с ружьем за спиной и с собакой сзади, везет множество предметов от медного чайника до деревянной верши для ловли рыбы. На голове торжественно восседает птичка с длинным клювом. Если все эти работы носят станковый характер и большинство находится в музеях, то в дальнейшем произведения скульптора выходят из музейных залов на городские площади и просторы природы. Много памятников украшают города и села не только Якутии, но и в других городах России. Одним из крупных монументальных сооружений скульптора является мемориальный комплекс «Вилюйское кольцо» в якутском городе Мирном (2002-2005, бронза, гранит, архитектор С.В. Миронов, соавторы Е.Кац, А. Шляхтин), посвященный первооткрывателям алмазов в Якутии.
Привлекает жителей г. Якутска памятник мореплавателю Семену Дежневу и его жене Абакаяде с сыном Любимом (2005). Образ первопроходца Семена Дежнева и якутской красавицы Абакаяды народ воспринял как символ любви и верности. Стихийно зародилась святая традиция для молодоженов приходить сюда в день свадьбы, чтобы прикоснуться к памятнику вечной любви (2006, бронза, гранит, арх. И.С. Андросов, соавторы М. Павлов, Е. Кац и В.Шляхтин). Одним из самых важных по замыслу и сложных по исполнению сооружений является комплекс памятника Бекетову – основателю г. Якутска и первопроходцам Сибири (2007). Монумент представляет собой колонну высотой 33,4 м. и символизирует историческое единение народов России. Колонна опирается на четыре арки, на которых высечены рельефы «Град-Якуцк», «Встреча казаков с местным населением», «Якутская интеллигенция» и «Крещение якутов». Каждый из них имеет глубокое по смыслу символическое и реальное содержание.
Лебединой песней скульптора Пахомова стал мемориальный комплекс «Солдат Туймады», торжественно открытый 2 сентября 2015 г. в г. Якутске, приуроченный к окончанию Второй Мировой войны. У входа установлены две колонны в форме якутских священных столбов сэргэ, на перекладине между ними прикреплен медный колокол, символизирующий тревожный набат, зовущий к началу войны и защите Отечества. Под колонной заложена капсула времени, вскрытие которой должно состояться 2 сентября 2045 г. Главная достопримечательность у входа – бронзовое Седло Воина, как свидетель проскакавших военных лет борьбы, страданий, потерь и побед. Перед луки седла увенчан головой грозного орла, держащего в когтях барса – побежденного врага. Все рельефы, покрывающие седло и чепрак коня, несут символы победы над врагом. На площади комплекса установлены многочисленные стелы, на которых записаны имена бойцов, призванных из Якутского городского военкомата. Записано 20563 имени. Комплекс «Солдат Туймаады» - результат коллективного труда архитекторов, скульпторов и литейщиков. А главный эскиз и основная нагрузка легла на плечи Эдуарда Иннокентьевича. К сожалению, он не увидел открытия своего детища. Художник скончался в Улан-Удэ 29 июля 2015 г. когда заканчивал детали к рельефным и объемным частям скульптуры.
Эдуард Пахомов был человеком колоссальной работоспособности и большого таланта. Жизнь его прервана на взлете Творчества.
Зинаида Иванова-Унарова, искусствовед
Заслуженный деятель искусств России
профессор Арктического государственного
института культуры и искусств
Заслуженный деятель искусств России
профессор Арктического государственного
института культуры и искусств