«Искусство и дизайн в Арктике» - одна из наиболее активных и крупных тематических сетей. На данный момент в её состав входит 21 организация из восьми стран, в том числе четыре Российских вуза. Своим опытом работы делится лидер сети Тимо Йокела.
- Как долго Вы занимаетесь международным сотрудничеством в рамках Вашей тематической сети?
- Идея создания сети появилась в Корее в 2010 году. Я был тогда руководителем семинара по вопросам охраны окружающей среды на конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусства. Одной из целей Сеульской конференции было создание «Дорожной карты художественного образования». В мероприятии участвовали делегации со всех континентов. Докладчики представили описание процессов, происходящих в области художественного образования во всем мире, в том числе в развивающихся странах Южной Америки, Африки и Азии. Я обратил внимание на то, что в политике ЮНЕСКО в области искусства и культуры не было упоминания Севера. Не было понимания постколониальной социально-культурной ситуации на Севере, не поднимались вопросы, актуальные для коренного населения, такие как защита уникальной культуры и наследия народов Арктики. Университет Лапландии – самый северный в Европейском Союзе университет, активно работающий в области как науки, так и искусства. Каждое из этих направлений на факультете искусств и дизайна тесно связано с коренными народами Арктики, их культурой и традициями, а также с охраной окружающей среды. Поэтому вполне естественно, что именно университет Лапландии инициировал создание новой тематической сети в области искусства, дизайна и художественного образования.
В 2011 году в московском аэропорту по возвращении из Якутска мы вместе с профессором Мирьей Хилтунен написали план работы тематической сети «Искусство и дизайн в Арктике» (ASAD) и объявление о поиске партнеров. Мой коллега профессор Глен Коуттс также принял активное участие в образовании сети и развитии сотрудничества с университетами-партнерами. Год спустя, в конце 2012 года нашей сетью были организованы первые мероприятия.
- Какие каналы связи Вы используете, чтобы распространять информацию о деятельности своей сети?
- Наиболее распространенным способом общения остается электронная почта, иногда мы проводим скайп-встречи и видеоконференции. Мы стараемся обновлять страницу нашей сети на сайте Университета Арктики, а также создали собственный сайт, где мы можем использовать больше визуальных материалов, что важно для информирования о деятельности нашей сети.
- С какими проблемами Вы сталкиваетесь в своей работе?
- Основная проблема – это финансирование. Участников сети разделяют огромные расстояния. Для того, чтобы реализовать образовательные, художественные и научные планы, нам необходимо проводить рабочие встречи. Сотрудничество между странами Северной Европы функционирует должным образом, Скандинавия и Северо-Запад России также находятся недалеко. Самая трудная задача – собрать в одном месте и в одно время партнеров с Востока России и Северной Америки. Тем не менее, в наших мероприятиях в Рованиеми в 2012-м и в Рейкьявике в 2013-м приняли участие партнеры с каждого континента.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные результаты работы Вашей тематической сети?
- Мы достаточно активно начали свою деятельность в 2012 году, разработали модели образовательного и научного сотрудничества в области искусства и дизайна, а также организации выставочной деятельности. Каждый год в ноябре мы проводим конференцию и выставку «Relate North». Конференции уже состоялись в Рованиеми (Финляндия), Рейкьявике (Исландия), Каутокейно (Норвегия), Анкоридже (США). Другое наше мероприятие – «Неделя арктического дизайна» – ежегодно проходит в Рованиеми в феврале. Кроме того, были организованы курсы для студентов и международные семинары с участием партнеров по тематической сети.
Одним из наиболее заметных результатов нашей работы является ежегодная публикация «Relate North: Review on Arctic Sustainable Arts and Design» («Познай Север: взгляд на искусство и дизайн в Арктике»). В этих сборниках мы делимся лучшими практиками и результатами исследований, а также опытом реализации международных проектов.
Лично я очень вдохновлен сотрудничеством с Россией. Его отличным примером является выставка «Искусство Арктики. Саха-Якутия» в центре «Арктикум», Рованиеми, организованная Арктическим государственным институтом культуры и искусств совместно с Университетом Лапландии. Еще одно мероприятие – семинар «Северные территории – изучение мест обитания финно-угров с помощью искусства и фотографии», состоявшийся в Сыктывкаре при тесном взаимодействии с Сыктывкарским государственным университетом.
Эти мероприятия являются замечательным примером реализации основных направлений деятельность сети: исследование влияния культур коренных народов на образ жизни людей, проживающих в Арктике; взаимопроникновения культурных традиций, типичных для всех приполярных регионов; изучение культурной самобытности. Речь идет не о статическом сохранении культурного наследия, а о понимании и поддержании культурных изменений в соответствии с руководящими принципами устойчивого развития. Уверен, искусство и дизайн будут играть большую роль в будущем Севера и Арктики.
- Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует или только начинает свою деятельность в тематических сетях?
- На мой взгляд, многие сети были созданы на основе индивидуальных интересов и личной дружбы, поэтому основная ответственность за сотрудничество лежит на плечах нескольких лиц. Чтобы создать новую сеть, следует обязательно иметь институциональную поддержку в лице руководства университетов. В этом случае у вашей инициативы будет прочная основа для успешного развития.
- Как долго Вы занимаетесь международным сотрудничеством в рамках Вашей тематической сети?
- Идея создания сети появилась в Корее в 2010 году. Я был тогда руководителем семинара по вопросам охраны окружающей среды на конференции ЮНЕСКО по образованию в области искусства. Одной из целей Сеульской конференции было создание «Дорожной карты художественного образования». В мероприятии участвовали делегации со всех континентов. Докладчики представили описание процессов, происходящих в области художественного образования во всем мире, в том числе в развивающихся странах Южной Америки, Африки и Азии. Я обратил внимание на то, что в политике ЮНЕСКО в области искусства и культуры не было упоминания Севера. Не было понимания постколониальной социально-культурной ситуации на Севере, не поднимались вопросы, актуальные для коренного населения, такие как защита уникальной культуры и наследия народов Арктики. Университет Лапландии – самый северный в Европейском Союзе университет, активно работающий в области как науки, так и искусства. Каждое из этих направлений на факультете искусств и дизайна тесно связано с коренными народами Арктики, их культурой и традициями, а также с охраной окружающей среды. Поэтому вполне естественно, что именно университет Лапландии инициировал создание новой тематической сети в области искусства, дизайна и художественного образования.
В 2011 году в московском аэропорту по возвращении из Якутска мы вместе с профессором Мирьей Хилтунен написали план работы тематической сети «Искусство и дизайн в Арктике» (ASAD) и объявление о поиске партнеров. Мой коллега профессор Глен Коуттс также принял активное участие в образовании сети и развитии сотрудничества с университетами-партнерами. Год спустя, в конце 2012 года нашей сетью были организованы первые мероприятия.
- Какие каналы связи Вы используете, чтобы распространять информацию о деятельности своей сети?
- Наиболее распространенным способом общения остается электронная почта, иногда мы проводим скайп-встречи и видеоконференции. Мы стараемся обновлять страницу нашей сети на сайте Университета Арктики, а также создали собственный сайт, где мы можем использовать больше визуальных материалов, что важно для информирования о деятельности нашей сети.
- С какими проблемами Вы сталкиваетесь в своей работе?
- Основная проблема – это финансирование. Участников сети разделяют огромные расстояния. Для того, чтобы реализовать образовательные, художественные и научные планы, нам необходимо проводить рабочие встречи. Сотрудничество между странами Северной Европы функционирует должным образом, Скандинавия и Северо-Запад России также находятся недалеко. Самая трудная задача – собрать в одном месте и в одно время партнеров с Востока России и Северной Америки. Тем не менее, в наших мероприятиях в Рованиеми в 2012-м и в Рейкьявике в 2013-м приняли участие партнеры с каждого континента.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные результаты работы Вашей тематической сети?
- Мы достаточно активно начали свою деятельность в 2012 году, разработали модели образовательного и научного сотрудничества в области искусства и дизайна, а также организации выставочной деятельности. Каждый год в ноябре мы проводим конференцию и выставку «Relate North». Конференции уже состоялись в Рованиеми (Финляндия), Рейкьявике (Исландия), Каутокейно (Норвегия), Анкоридже (США). Другое наше мероприятие – «Неделя арктического дизайна» – ежегодно проходит в Рованиеми в феврале. Кроме того, были организованы курсы для студентов и международные семинары с участием партнеров по тематической сети.
Одним из наиболее заметных результатов нашей работы является ежегодная публикация «Relate North: Review on Arctic Sustainable Arts and Design» («Познай Север: взгляд на искусство и дизайн в Арктике»). В этих сборниках мы делимся лучшими практиками и результатами исследований, а также опытом реализации международных проектов.
Лично я очень вдохновлен сотрудничеством с Россией. Его отличным примером является выставка «Искусство Арктики. Саха-Якутия» в центре «Арктикум», Рованиеми, организованная Арктическим государственным институтом культуры и искусств совместно с Университетом Лапландии. Еще одно мероприятие – семинар «Северные территории – изучение мест обитания финно-угров с помощью искусства и фотографии», состоявшийся в Сыктывкаре при тесном взаимодействии с Сыктывкарским государственным университетом.
Эти мероприятия являются замечательным примером реализации основных направлений деятельность сети: исследование влияния культур коренных народов на образ жизни людей, проживающих в Арктике; взаимопроникновения культурных традиций, типичных для всех приполярных регионов; изучение культурной самобытности. Речь идет не о статическом сохранении культурного наследия, а о понимании и поддержании культурных изменений в соответствии с руководящими принципами устойчивого развития. Уверен, искусство и дизайн будут играть большую роль в будущем Севера и Арктики.
- Что Вы можете посоветовать тем, кто планирует или только начинает свою деятельность в тематических сетях?
- На мой взгляд, многие сети были созданы на основе индивидуальных интересов и личной дружбы, поэтому основная ответственность за сотрудничество лежит на плечах нескольких лиц. Чтобы создать новую сеть, следует обязательно иметь институциональную поддержку в лице руководства университетов. В этом случае у вашей инициативы будет прочная основа для успешного развития.
Источник: ru.uarctic.org