Сильный Север — общими усилиями

3-7 сентября в Финляндии проходил 2-й Конгресс Университета Арктики- 2018. Первый в истории международной ассоциации The University of the Arctic конгресс прошёл в Санкт-Петербургском государственном университете 12-16 сентября 2016 года, где участвовали ректор Арктического государственного института культуры и искусств С.С.Игнатьева и автор данного текста. На российских площадках первого конгресса Арктика была представлена обширным кругом научных мероприятий, посвящённых актуальным проблемам циркумполярной Арктики. Санкт-Петербургский университет позиционировал себя как один из ведущих центров арктических исследований.
2-й Конгресс прошел под эгидой председательства Финляндии в Арктическом Совете, что открывает новые перспективы для Университета Арктики. На 2-м Конгрессе приняли участие боле 600 руководителей организаций-членов Университета Арктики, ученых, преподавателей, общественных деятелей из более 30 стран. В работе Конгресса приняли участие президент Финляндии Тарья Халонен и Его Светлость принц Монако Альбер II, поддерживающий научные исследования в Арктике. В своем выступлении он обратил внимание на соотношение Океана и Континента в законодательной охране экологии Арктики. Эта мысль принца созвучна нашим аргументам о необходимости сочетать границы моря и суши (континента) в определении сухопутных границ Арктической зоны. В современной редакции Указа Президента по данному вопросу доминирует морской подход, что резко ограничивает территорию российской Арктики.
Как доложил Президент УА Ларс Кулларуд, прорабатывается вопрос о правовом статусе Университета Арктики с полномочиями международной организации и включении УА в состав Арктического совета, что поднимет деятельность УА на качественно новый организационный и содержательный уровень. Усилия Университета Арктики должны быть направлены на поиск ответа на вопрос: как сделать Арктику конструктивной моделью для других регионов? Необходим целостный взгляд на Арктику, притом каждое сообщество должно взять свою долю ответственности и взять будущее в свои руки. Для этого надо четко определить, что выносится и что привносится посредством системы образования. Университет Арктики разработал стратегический план до 2030 года и на многих площадках Конгресса отрабатывались предложения о включении в него лучших практик и рекомендаций исследований.

На этом Конгрессе меня особенно заинтересовало появление так называемой Arctic citizen science, объединяющей академические методы исследования с традиционными методами добычи и передачи знаний коренных народов. Такой подход обсужден на секции 4.12 Creating knowledge and developing practices:Arctic citizen science in quality education and decent work, проведенной под руководством преподавателей университета Оулу Teemu Suorsa, Arto Reiman ,Anni-Siiri Länsman. На данной секции я выступила с докладом “Organicism as the methodology of integration of natural sciences and humanities in the study of cold ”, подготовленным совместно с коллегами – профессором СПбГУ, д.ф.н. А-К.Забулионите и моим аспирантом Д.Н.Бурнашовой.
В нашем докладе мы оспорили сложившееся восприятие холода как преимущественно негативного фактора, препятствующего полноценному развитию цивилизационных форм жизни человека в регионе Арктики. Такое отношение к холоду несет необратимые гуманитарные риски депопуляции. Люди уезжают, устанавливается низкое качество жизни, ухудшение здоровья. Слабо изучены социальные аспекты воздействия холода на культуру человека в условиях «сдвоенного холода» - криолитозоны и крайне низких температур воздуха. Мы ищем позитивную роль холода в жизни общества, в мировоззрении коренных народов Арктики, как перспективу, которая может развить человеческий потенциал жителей Арктики. Лучшее понимание социальной роли холода поможет поиску направлений коэволюции: цивилизационных форм в природных условиях криолитозоны, обеспечивающих устойчивый баланс природной и социальной среды жизнедеятельности человека.

Основные идеи нашего доклада соответствовали философии арктической гражданской науки, нацеленной на сотрудничество с местными жителями при исследовании их окружающей среды и условий жизни. Это помогает создавать знания, полезные для местных сообществ и для разработчиков арктической политики. 2-й Конгресс отличался нацеленностью на вовлечение местного сообщества в научно-образовательный процесс, что очень важно, чтоб слышать голос коренных народов Арктики. На первом конгрессе такого подхода я не прочувствовала.

Во время работы Конгресса состоялось заседание организации ВЕВО, объединяющей профессональные образовательные организации, обучающие детей и молодежь оленеводческих народов. На нем подвели итоги работы членов ВЕВО за прошедший год, обсудили проект “Аrctic Skills”, продвигающий освоение компетенций в образовательном процессе по традиционным видам трудовой деятельности коренных народов Арктики. Я рассказала о проекте создания модели творческого вуза как международного инновационного центра профессиональной ориентации в сфере художественного, экологического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Эта модель будет апробироваться на базе Арктического государственного института культуры искусств в Оймяконской средней общеобразовательной школе Республики Саха (Якутия).
На Конгрессе принята Декларация, основные положения которой утверждены на пленарном заседании:

1. Мы продолжаем тесное сотрудничество с Арктическим советом в поддержку научно обоснованного принятия решений, научного консультирования и научной дипломатии.

2. В партнерстве с коренными народами и сообществами мы стремимся превратить наши учебные заведения и системы в инклюзивные, актуальные и адаптированные для коренных народов, отвечающие их взглядам, интересам, системам знаний.

3. Мы рассматриваем образование как важный элемент в построении устойчивого будущего для северян, в укреплении их способности определять собственное будущее и создавать новые знания, которые приносят пользу как Северу, так и всему миру.

4. Мы считаем международную мобильность неотъемлемой частью образования и стремимся наладить сотрудничество между нашими странами и учреждениями, которое облегчит такие обмены.

5. Хотя многие считают, что мы уже живем в полностью взаимосвязанном мире, мы призываем к действию для решения проблем северных общин, у которых по-прежнему нет средств связи для доступа к важной информации и услугам.

6. Мы рассматриваем метеорологическое сотрудничество и междисциплинарные исследования как ключевые инструменты в обеспечении понимания меняющихся климатических и экологических условий в нашем регионе.

7. Мы считаем, что сотрудничество в области образования и науки может внести существенный вклад в достижение всех целей Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития, в том числе потому, что Университет Арктики воплощает задачу итоговой цели: «партнерство для достижения целей».

8. Мы призываем наши правительства и партнеров поддержать условия и реализацию Парижского соглашения об изменении климата в целях обеспечения будущего региона и мира.

9. Мы считаем, что гендерное равенство во всех аспектах академической, социальной и трудовой жизни в Арктике является существенным.

10. Мы рекомендуем использовать открытый обмен данными, аналитику данных и мониторинг данных, чтобы продемонстрировать влияние международного сотрудничества на науку, выявить потенциальные пробелы в знаниях и новые возможности.

11. Мы рассматриваем искусство, дизайн, творческую экономику и туризм как важные инструменты для поддержки взаимодействия между коренными народами и другими северянами, для повышения благосостояния, сохранения культурного разнообразия и создания устойчивых экономик на Севере.

12. Мы просим наших членов поощрять более эффективную интеграцию знаний коренных и местных сообществ, привлекая северные сообщества в качестве полноправных партнеров в исследования.

На Конгрессе участвовала представительная делегация ученых из Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова, состоящая преимущественно из социологов. Они активно выступили на нескольких секциях, показали, что Якутия остается заинтересованным членом Университета Арктики и его тематических сетей. В свое время АГИКИ совместно с художником-дизайнером профессором Timo Jokela из Лапландского университета создали сеть арктического дизайна. Уже разработаны учебные пособия по снежному дизайну, арктический дизайн рассматривается как способ мышления, действия и построения мира. В этом направлении перспективные проекты разрабатываются креативной командой Школы арктического дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета.

Конгресс – место Встречи идей, людей и проектов. Актуальную для нас проблему распределения выгод между добывающими отраслями и местными сообществами в арктических реках поставил профессор А.Петров из University of Northern Iowa, USA. Наше сотрудничество с ним будет крепнуть.

Все материалы Конгресса опубликованы на сайте Университета Арктики.
Следующий Конгресс Университета Арктики состоится в Исландии с 31 августа по 4 сентября 2020 г.

У.А.Винокурова