Преподаватели и аспиранты АГИКИ на Всероссийской конференции

13 апреля 2019 г. в Историческом зале НБ РС(Я) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Композиторское творчество и музыкальное образование», посвященная 100-летию Г.А. Григоряна, 70-летию ЯМК(У) им. М.Н. Жиркова, 40-летию Союза композиторов РС(Я).

На открытии конференции с приветственным словом выступили заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) М.В. Силина и генеральный директор АУ «Государственная филармония Республики Саха (Якутия) им. Г.М. Кривошапко» Т.И. Пестрякова. На пленарном заседании выступили с докладами ответственный секретарь Союза композиторов РС(Я), кандидат искусствоведения Ч.К. Скрыбыкина, доцент кафедры истории и теории музыки Высшей школы музыки им. В.А. Босикова З.И. Кириллина, заведующая литературной частью Государственного театра оперы и балета РС(Я) им. Суорун Омоллона Е.И. Томская, директор ГБУ РС(Я) «Музей музыки и фольклора народов Якутии», кандидат исторических наук А.П. Решетникова и композитор, председатель ревизионной комиссии СК РС(Я) В.В. Ксенофонтов.

Преподаватели и аспиранты кафедры искусствоведения выступили на секционном заседании. Кандидат искусствоведения, доцент В.Е. Дьяконова в докладе «К проблеме изучения идентичности и достоверности современных и традиционных музыкальных и фоноинструментов народа саха» на основе анализа музыкальных инструментов, выявленных композитором М.Н. Жирковым, подтверждает возможность существования у древних саха таких эолофонов как ветряная сирена и ветряной табык, указывая на то, что эти фоноинструменты могли бы найти применение в современной музыкальной практике в качестве встряхиваемых идиофонов. Кроме того исследователь утверждает, что «фоноинструмент ветряной бубен является вымышленным, возникшим в результате смешения представлений о двух реально существовавших в культуре саха инструментов – шаманского бубна дүҥүр (традиционного мембранофона) и берестяной трубы туос ойдуо (архаичного аэрофона)».

В докладе «Эвенкийские песни в обработке якутских композиторов», старший преподаватель Л.И. Кардашевская на основе анализа обработок эвенкийских песен, выполненных В. Кацом, Г. Комраковым и Е. Неустроевым, выявила, «что композиторы очень бережно относились к традиционным напевам, стараясь не исказить, а обогатить их, прибегая к красочным гармониям, применяя характерные ладомелодические модели».

Аспирантка В.Г. Колесова выступила с докладом «Музыка В.В. Ксенофонтова в репертуаре Национального театра танца РС(Я) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола» (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор О.Э. Добжанская), где отмечает заметную роль композитора в становлении оригинального репертуара Национального театра танца и рассказала о постановках этно-балетов «Бохсуруйуу», «Воители Верхнего мира» (3 части трилогии олонхо «Бэрт Хара») и историко-хореографической драмы «Ньырбакаан».

Заочный доклад на тему «Оперетта Захара Степанова: особенности музыкального языка» представила старший преподаватель Н.И. Саньяхова, в котором на основе анализа сюжета, образности, музыкального языка оперетты «Песня зовет в алаас» рассматриваются вопросы воплощения якутских фольклорных мотивов.