Арктического государственного института культуры и искусств продолжает сотрудничество с общеобразовательными учреждениями. 18 октября 2019 г. В Городской классической гимназии открылась выставка «Образы Арктики». На выставке представлены дипломные работы трех выпускниц кафедры живописи и графики АГИКИ – Сайааны Гермогеновой, Кэрэ Бубякиной, Евгении Абрамовой. Живописные и графические произведения посвящены образам традиционной культуры народов Арктики по мотивам эвенского эпоса «Нелтек», эвенкийских сказок и якутской традиционной свадьбы.
Бубякина Кэрэ, выпускница 2019 г., художник-график (станковая графика), выполнила графическую серию в технике ксилографии (гравюра на дереве) по мотивам эвенского эпоса «Нелтек». Серия состоит из четырех листов, где визуализированы ключевые сюжеты и образы народного эпоса: олень, солнце, состязание, темные силы. Руководитель ВКР: Шапошникова Т.Е., доцент, член Союза художников России.
Первый лист «Есчимэчэк» в переводе означает состязание. Композиция структурно состоит из ячеек, где в каждой из них разворачивается отдельно взятый сюжет, но все события связываются в единую образно-тематическую идею. В центре главная героиня Нёлтэк с родителями, в чуме треугольной формы. Над ними идет череда оленей, а внизу рыбное озеро. В верхних угловых ячейках мы видим традиционные соревнования эвенов - это женихи, которые добиваются руки прекрасной Нёлтэк. В левом нижнем углу изображена болтливая няня, которая выдала секрет невесты. В правом нижнем углу видна рука из нижнего мира, которая подхватывает несдержанные слова старушки, в результате чего темные силы одерживают победу в состязании.
Второй лист «Нёлтэк», что в переводе с эвенского - Солнце. Девушка Нелтек олицетворяет красоту и гармонию природы, а также счастье эвенского народа. Фигура девушки помещена в круг солнца.
Третий лист «Делаха-делаха» (запевные слова чёрта). Здесь изображен подземный мир, куда попадает Нелтек. Лось, лиса и росомаха помогают героине выйти из трудной ситуации. Злой жених-черт изображен минимальными средствами – глаза на черном фоне.
Четвёртый лист «Мялан» (пробуждение). Данный лист посвящен главному герою эпоса – белому оленю. Олень - это жизненная сила народа. По сюжету олень, победив черта, стареет и завещает Нёлтэк забить его ритуально, дав наказ разделать его по эвенским традициям. Наутро проснувшись, она видит много оленей, жилища, мужчину и двоих детей, так олень стал прародителем – предком эвенов.
Абрамова Евгения, выпускница 2019 г., художник-график (станковая графика), выполнила графическую серию «Торганай» в смешанной технике по мотивам эвенкийских сказок. Серия из пяти цветных листов, иллюстрирующие традиционные народные сказки эвенков «Торганай», «Сестры-лебеди», «Карась и медведь», «Спор о яйце», «Монгун». Руководитель ВКР: Шапошникова Т.Е., доцент, член Союза художников России.
Вся серия графических работ выполнена в горизонтальном формате, в схожей и спокойной цветовой гамме, которые включают в себя традиционные цвета эвенков – белый, голубой, чёрный и красный, с разными художественными и композиционным приемами для выделения главных персонажей. Выбранный формат позволяет показать повествование сказок.
Первый лист «Торганай» рассказывает о жизни двух братьев эвенков. В центре изображен главный герой сказки, в традиционном эвенкийском костюме, декорированный северными орнаментами. В руках он держит лук, который символизирует то, что он является охотником, рыболовом, оленеводом. Эти занятия являются традиционным промыслом северных коренных народов. На заднем фоне стилизовано под орнамент изображения птицы, стада оленей и обитателей водных просторов.
Второй лист связан с первой иллюстрацией - «Сестры-лебеди», которые являются второстепенными героями этой сказки. На первом плане изображены два волшебных создания, полуптицы, полудевушки, хитро смотрящие друг на друга сестрицы, мимика их лица подсказывают читателю о том, что они замышляют что-то не хорошее. Декорирование золотой гуашью подчеркивает их волшебность и выделяет их из общего фона, который выполнен в спокойных тонах, где нарисован сюжет произведения.
Третий лист «Карась и медведь» повествует о споре между рыбой и медведем. На листе присутствует разномасштабность между героями сказки. Персонажи были выполнены в контрасте с действительностью для подчеркивания «сказочности» происходящего: Карась изображен больше, чем Медведь, чего в природе не бывает. Также этот прием подсказывает читателю о том, что победителем спора выходит Карась, но, чтобы это понять читателю нужно прочитать эту сказку. Так же они декорированы традиционными орнаментами и узорами.
Четвертый лист «Спор о яйце» рассказывает о борьбе между птицами за количество яиц. На нем присутствует несколько представителей пернатого мира - орел, куропатки, сова, лебедь, ворон и отрицательный герой этой сказки гагара. Также на этом листе присутствует символика – яйцо, изображенное по центру листа, которое символизирует переход из небытия в бытие: возрождение природы через оплодотворение, силы в величайшие мощи и возникновение жизни в первозданной пустоте. Зародыш внутри яйца — это символ неисчерпаемого круговорота жизни в природе, а его скорлупа – пространственные границы мира.
Пятый лист «Монгун» сказка о мальчике, выброшенном завистливыми женами его отца и воспитанном тайменями. Композиция разноуровневая, разделена на части, где изображен быт кочевого народа и показано повествование истории. На этом листе была поставлена цель показать, что сказка написана на бересте. Что бы достичь схожести с берестой использовалась тонировка под этот материал.
Гермогенова Сайаана, выпускница 2011 г., художник-живописец (станковой живописи), представила триптих «Якутская невеста» в технике декоративной живописи (холст, акрил). Центральная часть триптиха - «Якутский натюрморт» - представляет собой приданое невесты. В правой и левой сторонах композиции изображены жених и невеста в традиционном убранстве. Руководитель ВКР: Лукина М.М., доцент, член Союза художников России.