Элегия любви и жизни: юбилею Великой Победы посвящается

25 февраля 2020 г. в 18.30 ч. на сцене Государственного академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина впервые в Якутске состоится концерт ансамбля «Красные флаги» (г. Москва) с оркестром народных инструментов Арктического государственного института культуры искусств (г. Якутск). Представляем вашему вниманию нашу беседу с дирижером оркестра Николаем Пикутским.

Варвара Дьяконова: Добрый день, Николай Владимирович! Расскажите, пожалуйста, о предстоящем концерте, об ее участниках и каким образом связала судьба музыкантов Москвы и Якутска?
 

Николай Пикутский: Я Вас приветствую! Концерт «Элегия любви и жизни» посвящается двум знаменательным событиям – 75-летию победы в Великой отечественной войне, которую отмечает вся страна и 20-летию нашего родного Арктического государственного института культуры искусств.

В прошлом году Центральный музей вооруженных сил России отмечал свой 100-летний юбилей, куда были приглашены представители нашего института. В ходе переговоров был поднят вопрос сотрудничества в целях сохранения, изучения и популяризации российской военной истории и также патриотического воспитания молодежи сил. В рамках этого сотрудничества было принято решение пригласить в Якутск ансамбль «Красные флаги», который является официальным партнером Центрального музея вооруженных сил России.
 

Но самым главным украшением нашего концерта является звезда мировой оперной сцены, лауреат международных конкурсов, солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, ученица Галины Вишневской Оксана Корниевская, которая выступала в Ла-Скала, в Большом театре и других мировых сценах. Она является художественным руководителем ансамбля «Красные флаги», который интересен тем, что исполняет не только песни военных лет и песни о войне, но и классические оперные арии. Оксана Александровна собрала вокруг себя оперных певцов, выпускников Московской консерватории, которые все являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

В.Д.: Какие произведения услышат зрители на концерте?
 

Н.П.: Программа концерта насыщенная и очень интересная. Большой акцент сделан на классический репертуар, т.е. будет представлена золотая коллекция оперных арий таких композиторов как Джоаккино Россини, Жоржа Бизе, Жюля Массне, Пьетро Масканьи, Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Родиона Щедрина и др.
 

Кроме того прозвучат неаполитанские песни, такие как «O, sole mio!» Эдуардо ди Капуа, «Funiculì funiculà» Луиджи Денца и др. Ну, и конечно же, поскольку концерт все-таки посвящен юбилею победы вниманию слушателей будут представлены известные песни военных лет и произведения на военную тематику.

В.Д.: Как появилось название концерта?
 

Н.В.: Элегия – это или лирическое стихотворение, или лирическое музыкальное произведение, которое передает глубоко личные переживания человека – будь то грусть, будь то жалоба или сокровенные, интимные чувства. С чем это связано на данном концерте? Конечно же с содержанием самого концерта. В программе концерта представлены оперные арии, в которых поется о любви счастливой или безответной. А вот «жизнь» в данном случае связана с тем, что наши деды во время войны отдавали свои жизни ради будущих поколений. Жизнь – это символ победы.
 

В.Д.: Расскажите, пожалуйста, об артистах оркестра.
 

Н.В.: Как раньше упоминалось, концерт проходит в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, на концерте в нашем студенческом оркестре примут участие ребята-школьники участники оркестра народных инструментов Дворца детского творчества – образцового детского коллектива Российской Федерации, лауреата международного детского фонда «Дети Саха-Азия» (руководитель Людмила Спартаковна Белолюбская). Ребята уже ходят на репетиции. Участвуя в студенческом оркестре, они набираются исполнительского опыта и нам тоже интересно с ними работать.

Отметим, что оркестр Арктического государственного института культуры и искусств тоже является лауреатом международного конкурса и помимо молодежи в нашем оркестре играют и профессиональные музыканты и педагоги нашего института.
 

Еще хотелось бы отметить главную специфику предстоящего концерта, которая состоит в том, что классические произведения будут исполняться под аккомпанемент русского народного оркестра. Всем известно, что оперные арии написаны и исполняются с симфоническим оркестром. Однако, заметим, что у большинства известных оперных певцов есть записи классических произведений с народным оркестром, поскольку оперные арии с народным оркестром звучат очень колоритно, необычно и свежо. Что же касается неаполитанских песен, романсов, песен победы, военных песен, безусловно, этот репертуар должен органично прозвучать с народным оркестром.
 

В исполнении русского народного оркестра классику играть можно и даже нужно. Это поднимает исполнительский уровень оркестрантов, обогащает репертуар. Конечно же не все переложения симфонической музыки звучат одинаково хорошо в исполнении народного оркестра. При выборе репертуара нужно быть внимательным. Народный оркестр обладает своим характерным тембром, колоритом звучания, он более гибок в динамических нюансах, филировках, придает своеобразный «вкус» в исполнении романсов и песен. Для этого концерта мы специально подобрали такой репертуар, который прозвучит по-новому интересно. У некоторых людей сложились определенные стереотипы, может возникнуть вопрос «что там может сыграть народный инструмент?» Мы играем классику и играем ее здорово. Это доказывает, что этот коллектив надо продвигать. Русский народный оркестр, и вообще народный оркестр является достоянием нашей страны, потому что, как отмечают зарубежные гости, такого рода исполнительских коллективов в других странах нет. Поэтому я считаю своим долгом продвигать оркестровое исполнительство на народных инструментах.
 

В.Д.: Николай Владимирович, благодарю за содержательную интересную беседу. Желаем успехов на концерте и новых интересных проектов вашему творческому тандему!
 

Н.П.: Спасибо и Вам. И напоследок, хотелось бы также упомянуть организации, благодаря которым стало возможно сотрудничество столь разных исполнительских коллективов. Это Музей вооруженных сил России, Арктический государственный институт культуры и искусств, Государственный академический русский драматический театр имени Пушкина, Республиканский фонд «Победа» и Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия» в Республике Саха (Якутия).
 

Дорогие слушатели! Мы с нетерпением ждем вас 25 февраля на сцене Государственного академического русского драматического театра имени Пушкина. Начало концерта в 18.30 ч. Билеты можно приобрести в кассе ГАРДТ им. Пушкина, а также онлайн на сайте гардт.рф.


Справка. Оксана Корниевская (меццо-сопрано) – солистка Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (г. Москва). В 1995 окончила Дальневосточный государственный Институт искусств по специальности «сольное пение» и там же ассистентуру-стажировку (педагог – Валентина Рубан). В 2002 поступила в Центр оперного пения п/р Галины Вишневской, где исполнила следующие партии: Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова), Суфлер («Вампука, невеста африканская» Эренберга), Кармен («Кармен» Бизе). Выступала в многочисленных концертах под эгидой Центра. В Центре оперного пения подготовила также партии: Марфа («Хованщина» Мусоргского), Графиня («Пиковая дама» Чайковского), Любовь («Мазепа» Чайковского), Дуэнья («Обручение в монастыре» Прокофьева), Варвара («Не только любовь» Щедрина), Азучена («Трубадур» Верди), Амнерис («Аида» Верди), Маддалена («Риголетто» Верди ), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса), Солоха («Черевички» Чайковского).

В 2005 дебютировала в Большом театре на премьере оперы «Война и мир» Прокофьева в партии Элен Безуховой (дирижер – Александр Ведерников, режиссер – Иван Поповски). В том же году исполнила в этой опере партию Ахросимовой. В 2007 на премьере оперы «Борис Годунов» Мусоргского исполнила партию Шинкарки (дирижер – Александр Ведерников, режиссер – Александр Сокуров).

Гастролировала во многих городах России (Нижний Новгород, Казань, Самара, Санкт-Петербург, Владивосток, Оренбург и др.), а также в Германии, Франции, ЮАР, Японии, Македонии, Грузии, Азербайджане. Принимала участие в XIV Музыкальном фестивале Фонда Святослава Рихтера в Тарусе. В 2009 уехала работать по контракту в Южную Америку, работала в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро. Участвовала в концертах и спектаклях на главных южноамериканских сценах.

В 1992 стала лауреатом международной программы «Новые имена». В 1998 была награждена специальным призом за лучшее исполнение произведений Мусоргского на IX Международном конкурсе им. Чайковского. В 2001 завоевала премию «Признание» Международного конкурса вокалистов им. Джордано в Италии (г. Фоджия). В 2006 стала лауреатом международного конкурса им. Беллини. Источник.

Беседу вела Варвара Дьяконова,
доцент кафедры искусствоведения АГИКИ
Фото и видео предоставлены Николаем Пикутским