Молодые исполнители эпоса народов России посетили Музей АГИКИ

2 марта в стенах Арктического государственного института культуры и искусств стартовал Всероссийский молодежный фестиваль исполнителей эпоса, который реализуется в рамках грантового конкурса молодежных инициатив среди участников фестиваля творческих сообществ «Таврида-Арт».

В день открытия фестиваля молодые исполнители эпоса Родион Шантанов (исполнитель бурятского героического эпоса из Иркутской области), Эркул Чулунов (из Республики Алтай), Начын Салчак (из Республики Тыва), Дарьяна Потапова (студентка АГИКИ, выиграла грант фестиваля «Таврида-Арт» на проведение этого фестиваля) и др. посетили Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии.

Экскурсию провела доцент кафедры искусствоведения Татьяна Игнатьева, которая рассказала об уникальной коллекции музыкальных и фоноинструментов, собранной Юрием Ильичом Шейкиным, известным российским этномузыковедом, доктором искусствоведения, лауреатом Международной премии им. Фумио Коидзуми в области этномузыкологии, профессором-исследователем Арктического института.
 

Среди коллекции музея представлены шаманские бубны, костяные, бамбуковые, деревянные, металлические пластинчатые и дуговые варганы, щипковые и смычковые струнные инструменты, духовые инструменты из бересты, тростника, дерева, а также различные шумовые инструменты народов Северной Азии.


Для исполнителей эпоса представляет интерес алтайский щипковый хордофон из цельного куска кедрового дерева топшуур, имеющийся в коллекции музея. Топшуур был передан Юрию Ильичу известным алтайским кайчи Алексеем Григорьевичем Калкиным еще в далеком 1984 году во время экспедиции в Горно-Алтайский автономный округ. Как известно, эпос алтайцев интонируется в необычной звукоподаче, называемой кай, и сопровождается игрой на топшууре. «Алтайские сказители – кайчи … глубоко почитались носителями традиционной культуры… Происхождение кая и топшуура отражено в мифах и преданиях алтайцев. Согласно мифологическим воззрениям, изложенным А.Г. Калкиным, хозяйка Алтая подарила кай и топшуур своему избраннику-охотнику… Хозяйка Алтая указала охотнику, где найти топшуур – у подножия кедра, высушенного ударом молнии. В дальнейшем избранник-кайчи научился изготавливать топшуур из цельного куска кедра, струны из хвоста белой кобылицы, а мембранную деку обтягивал шкурой с головы овцы» [из статьи Ю.И. Шейкина и В.С. Никифоровой «Алтайское эпическое интонирование», 1997].

Кафедра искусствоведения