Туманова М.И. – член СП г. Москвы, автор стиха к песне «Учусь одеваться». Грозовский М.Л. – член СП г. Москвы, автор стихов к песням «Пробуждение», «Глоток воды», «Светофор», «Любимые книжки».
Подводя итоги
Пожалуй, было счастливой идеей – затеять такой IT-конкурс, увлечь этой игрой и детей, и взрослых из самых разных уголков страны, из больших городов и маленьких сёл. Фестиваль не фестиваль, называйте как хотите, но кажется, всем участникам было интересно и радостно.
Как авторы песенок мы согласились быть в жюри, хотя, разумеется, не могли ожидать, что на нас обрушится такая махина материала. Ведь присланные ролики предстояло отсмотреть-прослушать и оценить. Как со своей нагрузкой справился Станислав Коренблит, функционирующий во многих ипостасях, до сих пор трудно себе представить!
Для нас же главная трудность состояла в естественном желании и старании быть объективными, хотя мы и понимали, что это попросту невозможно – отобрать пять роликов, пять микрофильмов продолжительностью в полторы-две минуты из нескольких сотен, зачастую очень похожих, нереально. К тому же мы понимали, что и другие члены жюри столкнутся с той же проблемой, и мы почти наверняка не совпадём в своих оценках. Так и случилось. Пусть не обижаются конкурсанты, в общем-то несправедливо оставшиеся «за бортом»: максимальная оценка, которую могли получить победители (при единстве мнений жюри), – 40 за 1-е место, 32 – за 2-е и 24 – за 3-е, в нашем случае у победителей абсолютный максимум 18 баллов, и то в единственной номинации. Тут есть над чем подумать, но это дело организаторов конкурса. Может быть, стоило бы отбирать десятку или даже двадцатку лучших? Впрочем, двадцатка и даже десятка в некоторых номинациях – перебор.
Начнём с фаворита – ЛЮБИМЫЕ КНИЖКИ. Более 600 работ! Здесь, конечно, 20 роликов можно было бы отобрать: и детсадовских, и домашних. Мы и отобрали, хотя требовалось пять, но сейчас хочется поговорить не об этом. Именно тема ЛЮБИМЫЕ КНИЖКИ, как ни одна другая, раскрыла ситуацию в детском дошкольном образовании.
Дело в том, что с самого своего зарождения программа проекта «ВеДеДо» базировалась на заботе о родной речи, о чистоте русского языка. Именно первоначальная идея синтеза слова и музыки побудила нас к союзу с композитором и, как следствие, к написанию стихов для дошколят, к серьёзной и профессиональной работе.
Судя по всему, тема "Любимые книжки" показалась всем участникам самой простой: рассади (или уложи на ковер) детей среди книжных шкафчиков, обложи их яркими книжками, пусть листают, иногда поднимая симпатичные головки, – чем не кино?
Но когда просмотришь полтысячи роликов-близнецов, невольно натолкнёшься на шаблонное однообразие, отметишь слабую работу многих воспитателей, не научивших малышей фантазировать, мыслить неординарно.
Это отдельная беда. Видишь, что дети поют: «Хорошие, добрые умные книжки», а читают-то книжки ПЛОХИЕ. Книга – единый организм, книга – событие. Безвкусное, бездарное оформление убивает любое содержание. Гармония разрушена, даже если детям повезло и у них, еще не читающих, есть прекрасный чтец или рассказчик. Несколько таких примеров мы, слава Богу, видели. Очень милым было появление в кадре пап, бабушек и дедушек. Очень порадовала воспитатель, рассказывающая своими словами сказку совсем маленьким ребятишкам. Как эмоционально они слушали! Чаще мы видели такое чтение в обнимку дома, видели это необходимое, ничем не заменимое сопереживание.
Но безвкусные, аляповатые иллюстрации изобиловали. Разумеется, никаких претензий к детским садам. Мы не знакомы с этой «кухней», похоже, книжки спускаются сверху вместе с набором сценических костюмов. Сколько одинаковых Красных Шапочек перед нами пробежало с одинаковыми корзинками, сколько одинаковых Серых Волков их не напугало...
Перед нами мелькали книжки с бездарными, никудышными картинками в основной массе – нам их крупным планом показали много-много раз, из разных точек России. Мы уже не говорим о книжках, и содержание которых не выдерживает никакой критики. Это большая грустная тема не для этой маленькой обзорной статьи.
В некоторых микрофильмах мелькали мультяшные герои. Ничего дурного в этом, разумеется, нет. Но не единожды в качестве иллюстрации к словам про «город, в котором живут коротышки», на экране появлялись… диснеевские гномы. Что это? Воспитатели не знакомы с творчеством выдающегося детского писателя Николая Носова?! С высоты своего возраста мы называем сегодняшних воспитателей детьми и очень жалеем: чего-то, безусловно, важного им не додано в их детстве.
И это при том, что им доверены души самых маленьких на сегодняшний день читателей.
Еще о книжках. Во многих роликах заявкой или рефреном идет: кто много читает, тот много знает. Но ведь это далеко не так! Чтение (не просмотр мультиков и картинок, отнюдь!) – это, прежде всего) развитие образного мышления, ощущения вкуса языка, его глубинной волшебной музыки.
Недаром к авторам детских стихов предъявляется обязательное требование: писать, как для взрослых, но только ещё лучше.
Для становления личности такая задача на первом месте во все времена!
Про книжки можно говорить еще долго, но прежде, чем перейти к другим песенкам, маленькое замечание. Оно касается всех номинаций, но поскольку в этой больше всего участников, скажем сейчас.
Пересмотрите свои ролики, господа! Как вы и ваши дети сидите? Согласитесь, что неэстетичный ракурс не редок. Для домашней съёмки всё мило и всё сойдёт, но вы послали свои работы на всероссийский конкурс!
А вы, уважаемые воспитатели, не заметили, что часто заслоняете собою малышей, кучку маленьких деток на заднем плане?
И зачем вы снимались в масках? Вынуждены их носить? Искренне сочувствуем. Но тогда снимайте только детей! Это скажет о вашей работе гораздо больше.
В некоторых микрофильмах детки откровенно кривляются, на то они и дети, но поощрять это ни к чему (прекрасно умеющие одеваться дети напяливают колготки на голову).
Огромная просьба ко всем большим и маленьким: только не обижайтесь, пожалуйста! Всё, что не получилось, – только от неопытности, а откуда этому опыту взяться?! Давайте вместе посмеёмся над неудачами и будем жить и работать дальше. Если вас интересует всерьёз, просмотрите не только ролики-победители. Мы, члены жюри, не имеем права вам подсказывать, не поленитесь, поищете, как мы искали.
Ну, и поднятый вверх большой палец. Не вы научили. Телевизор, интернет. Во-первых, это очень неоднозначный жест, в некоторых странах он считается неприличным. У нас давно вошел в обиход, как «лайк», похвала. И всё же явный перебор с ним, тем более в крохотных роликах.
Перейдём к теме «Светофор».
Прекрасно понимаем, что не ради песенки детсады прибрели светофоры, пешеходные дорожки, палочки регулировщиков и всё прочее. И очень надеемся, что доходчиво и подробно детям всё объяснили. Даже целые праздники устроили с дядями-гаишниками (мы по старинке называем). Замечательно!
А вот внятных роликов получилось – раз, два и обчёлся. Почти везде светофор светит не пешеходам, а транспорту. «Операторам» так хотелось заснять симпатичный светофор, что главное они во внимание не брали. Остаётся только руками развести и похвалить тех, кто всё сделал правильно.
Шуточная песенка «Учусь одеваться» тоже доставила хлопот: позировали или старшие дошкольники, хорошо умеющие одеваться, или девочки, надевающие платья, а не брюки, и песенка ломалась. Конечно, нашлись и маленькие мальчики, и малыши, помогающие друг другу, и целые раздевалки маленьких неумех.
«Пробуждение». Тут немало оригинальных решений, выбирать было трудно, мнения, конечно, разошлись. Но сколько удовольствия мы получили от ясных, только открывшихся глаз! Конечно, многие из авторов обошлись простыми потягушечками в постели и чисткой зубов или весёлым дрыганием ножками всей детсадовской спальней. Главное, всем было весело.
Ну, и «Глоток воды». Здесь, пожалуй, самые неожиданные работы. Казалось бы!.. Стакан воды. Нет. Вода! Основа жизни. Много интересных и не похожих один на другой микрофильмов. Разные народы. Разные культуры. Но отношение к воде! Мы даже не о победителях, уже говорилось, что совпасть в оценках мы никак не могли.
В целом же, такие конкурсы очень полезны и для детей, и для их родителей. Они дарят тепло души и направляют общество на добрые дела. Надо только набираться умения и извлекать уроки из предложенного материала.
И большое-пребольшое спасибо организаторам конкурса!
Подводя итоги
Пожалуй, было счастливой идеей – затеять такой IT-конкурс, увлечь этой игрой и детей, и взрослых из самых разных уголков страны, из больших городов и маленьких сёл. Фестиваль не фестиваль, называйте как хотите, но кажется, всем участникам было интересно и радостно.
Как авторы песенок мы согласились быть в жюри, хотя, разумеется, не могли ожидать, что на нас обрушится такая махина материала. Ведь присланные ролики предстояло отсмотреть-прослушать и оценить. Как со своей нагрузкой справился Станислав Коренблит, функционирующий во многих ипостасях, до сих пор трудно себе представить!
Для нас же главная трудность состояла в естественном желании и старании быть объективными, хотя мы и понимали, что это попросту невозможно – отобрать пять роликов, пять микрофильмов продолжительностью в полторы-две минуты из нескольких сотен, зачастую очень похожих, нереально. К тому же мы понимали, что и другие члены жюри столкнутся с той же проблемой, и мы почти наверняка не совпадём в своих оценках. Так и случилось. Пусть не обижаются конкурсанты, в общем-то несправедливо оставшиеся «за бортом»: максимальная оценка, которую могли получить победители (при единстве мнений жюри), – 40 за 1-е место, 32 – за 2-е и 24 – за 3-е, в нашем случае у победителей абсолютный максимум 18 баллов, и то в единственной номинации. Тут есть над чем подумать, но это дело организаторов конкурса. Может быть, стоило бы отбирать десятку или даже двадцатку лучших? Впрочем, двадцатка и даже десятка в некоторых номинациях – перебор.
Начнём с фаворита – ЛЮБИМЫЕ КНИЖКИ. Более 600 работ! Здесь, конечно, 20 роликов можно было бы отобрать: и детсадовских, и домашних. Мы и отобрали, хотя требовалось пять, но сейчас хочется поговорить не об этом. Именно тема ЛЮБИМЫЕ КНИЖКИ, как ни одна другая, раскрыла ситуацию в детском дошкольном образовании.
Дело в том, что с самого своего зарождения программа проекта «ВеДеДо» базировалась на заботе о родной речи, о чистоте русского языка. Именно первоначальная идея синтеза слова и музыки побудила нас к союзу с композитором и, как следствие, к написанию стихов для дошколят, к серьёзной и профессиональной работе.
Судя по всему, тема "Любимые книжки" показалась всем участникам самой простой: рассади (или уложи на ковер) детей среди книжных шкафчиков, обложи их яркими книжками, пусть листают, иногда поднимая симпатичные головки, – чем не кино?
Но когда просмотришь полтысячи роликов-близнецов, невольно натолкнёшься на шаблонное однообразие, отметишь слабую работу многих воспитателей, не научивших малышей фантазировать, мыслить неординарно.
Это отдельная беда. Видишь, что дети поют: «Хорошие, добрые умные книжки», а читают-то книжки ПЛОХИЕ. Книга – единый организм, книга – событие. Безвкусное, бездарное оформление убивает любое содержание. Гармония разрушена, даже если детям повезло и у них, еще не читающих, есть прекрасный чтец или рассказчик. Несколько таких примеров мы, слава Богу, видели. Очень милым было появление в кадре пап, бабушек и дедушек. Очень порадовала воспитатель, рассказывающая своими словами сказку совсем маленьким ребятишкам. Как эмоционально они слушали! Чаще мы видели такое чтение в обнимку дома, видели это необходимое, ничем не заменимое сопереживание.
Но безвкусные, аляповатые иллюстрации изобиловали. Разумеется, никаких претензий к детским садам. Мы не знакомы с этой «кухней», похоже, книжки спускаются сверху вместе с набором сценических костюмов. Сколько одинаковых Красных Шапочек перед нами пробежало с одинаковыми корзинками, сколько одинаковых Серых Волков их не напугало...
Перед нами мелькали книжки с бездарными, никудышными картинками в основной массе – нам их крупным планом показали много-много раз, из разных точек России. Мы уже не говорим о книжках, и содержание которых не выдерживает никакой критики. Это большая грустная тема не для этой маленькой обзорной статьи.
В некоторых микрофильмах мелькали мультяшные герои. Ничего дурного в этом, разумеется, нет. Но не единожды в качестве иллюстрации к словам про «город, в котором живут коротышки», на экране появлялись… диснеевские гномы. Что это? Воспитатели не знакомы с творчеством выдающегося детского писателя Николая Носова?! С высоты своего возраста мы называем сегодняшних воспитателей детьми и очень жалеем: чего-то, безусловно, важного им не додано в их детстве.
И это при том, что им доверены души самых маленьких на сегодняшний день читателей.
Еще о книжках. Во многих роликах заявкой или рефреном идет: кто много читает, тот много знает. Но ведь это далеко не так! Чтение (не просмотр мультиков и картинок, отнюдь!) – это, прежде всего) развитие образного мышления, ощущения вкуса языка, его глубинной волшебной музыки.
Недаром к авторам детских стихов предъявляется обязательное требование: писать, как для взрослых, но только ещё лучше.
Для становления личности такая задача на первом месте во все времена!
Про книжки можно говорить еще долго, но прежде, чем перейти к другим песенкам, маленькое замечание. Оно касается всех номинаций, но поскольку в этой больше всего участников, скажем сейчас.
Пересмотрите свои ролики, господа! Как вы и ваши дети сидите? Согласитесь, что неэстетичный ракурс не редок. Для домашней съёмки всё мило и всё сойдёт, но вы послали свои работы на всероссийский конкурс!
А вы, уважаемые воспитатели, не заметили, что часто заслоняете собою малышей, кучку маленьких деток на заднем плане?
И зачем вы снимались в масках? Вынуждены их носить? Искренне сочувствуем. Но тогда снимайте только детей! Это скажет о вашей работе гораздо больше.
В некоторых микрофильмах детки откровенно кривляются, на то они и дети, но поощрять это ни к чему (прекрасно умеющие одеваться дети напяливают колготки на голову).
Огромная просьба ко всем большим и маленьким: только не обижайтесь, пожалуйста! Всё, что не получилось, – только от неопытности, а откуда этому опыту взяться?! Давайте вместе посмеёмся над неудачами и будем жить и работать дальше. Если вас интересует всерьёз, просмотрите не только ролики-победители. Мы, члены жюри, не имеем права вам подсказывать, не поленитесь, поищете, как мы искали.
Ну, и поднятый вверх большой палец. Не вы научили. Телевизор, интернет. Во-первых, это очень неоднозначный жест, в некоторых странах он считается неприличным. У нас давно вошел в обиход, как «лайк», похвала. И всё же явный перебор с ним, тем более в крохотных роликах.
Перейдём к теме «Светофор».
Прекрасно понимаем, что не ради песенки детсады прибрели светофоры, пешеходные дорожки, палочки регулировщиков и всё прочее. И очень надеемся, что доходчиво и подробно детям всё объяснили. Даже целые праздники устроили с дядями-гаишниками (мы по старинке называем). Замечательно!
А вот внятных роликов получилось – раз, два и обчёлся. Почти везде светофор светит не пешеходам, а транспорту. «Операторам» так хотелось заснять симпатичный светофор, что главное они во внимание не брали. Остаётся только руками развести и похвалить тех, кто всё сделал правильно.
Шуточная песенка «Учусь одеваться» тоже доставила хлопот: позировали или старшие дошкольники, хорошо умеющие одеваться, или девочки, надевающие платья, а не брюки, и песенка ломалась. Конечно, нашлись и маленькие мальчики, и малыши, помогающие друг другу, и целые раздевалки маленьких неумех.
«Пробуждение». Тут немало оригинальных решений, выбирать было трудно, мнения, конечно, разошлись. Но сколько удовольствия мы получили от ясных, только открывшихся глаз! Конечно, многие из авторов обошлись простыми потягушечками в постели и чисткой зубов или весёлым дрыганием ножками всей детсадовской спальней. Главное, всем было весело.
Ну, и «Глоток воды». Здесь, пожалуй, самые неожиданные работы. Казалось бы!.. Стакан воды. Нет. Вода! Основа жизни. Много интересных и не похожих один на другой микрофильмов. Разные народы. Разные культуры. Но отношение к воде! Мы даже не о победителях, уже говорилось, что совпасть в оценках мы никак не могли.
В целом же, такие конкурсы очень полезны и для детей, и для их родителей. Они дарят тепло души и направляют общество на добрые дела. Надо только набираться умения и извлекать уроки из предложенного материала.
И большое-пребольшое спасибо организаторам конкурса!