Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выступил на пленарном заседании, посвящённом тематическому месяцу Года науки и технологий «Декабрь. Человек, природа, общество и технологии». Модератором обсуждения стал президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. В ходе дискуссии глава Минобрнауки отметил растущее значение социогуманитарной составляющей в развитии технологий.
«Технологии все больше влияют на человека, меняют его место в обществе и взаимоотношения между людьми. Когда мы говорим про технологии, мы часто имеем в виду естественно-научное или техническое знание и в меньшей степени думаем о социогуманитарной составляющей, которая приобретает все большее значение. Сегодня, когда речь идет о генетических технологиях, перед нами встают вопросы не только геномного редактирования, селекции и так далее, но и вопросы этики, нравственности и правового регулирования», — отметил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Министр добавил, что гуманитарные знания важны и при получении высшего образования. По его словам, такие дисциплины как история, философия, культура и другие позволяют сформировать мировоззрение и видеть широкую картину мира, поэтому должны изучаться не только в классических, но и в технических, и в отраслевых университетах.
Важными темами встречи стали влияние человека на природу и значение технологического развития, в том числе на психологическое состояние и здоровье людей.
Участники дискуссии также обсудили трансфер и конвергенцию технологий, подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей экономики и задачи университетов по воспитанию молодежи и формированию системы жизненных ценностей и ориентиров.
Также на полях Фальков рассказал о реализуемых в Год науки и технологий в России крупных проектах для привлечения молодежи в науку. «Сейчас мы видим большой интерес молодежи к науке как к особому благородному виду деятельности, как к возможности творчески самореализоваться. В этом году мы открыли 120 молодежных лабораторий в регионах Российской Федерации на базе 15 научно-образовательных центров, которые созданы по поручению Президента России. Наша цель — к 2024 году открыть 900 таких лабораторий. Они будут работать под руководством молодых и перспективных ученых, не менее 2/3 сотрудников лабораторий должны быть в возрасте до 39 лет. Второй проект — «Приоритет 2030», который способствует развитию науки в университетах, созданию условий для проведения исследований. Всего в программу попал 121 вуз. Общая сумма грантов — более 47 млрд рублей», – отмечает министр.
Внимание Валерий Фальков уделил проектам «Платформа университетского технологического предпринимательства», который даст возможность студентам развивать собственные стартапы, и «Передовые инженерные школы», который повысит качество инженерного образования в России. Они утверждены Правительством России в рамках 42 стратегических инициатив социально-экономического развития, подчеркивает глава Минобрнауки России.