Айталина Адамова: «Вокалист – это ежедневный труд и желание нести свет»

Арктический государственный институт культуры и искусств 5 марта организовал в Центре культуры и современного искусства им. Гагарина концерт «И сердце в марте оживает!…» с участием студентов кафедр музыкального искусства и народной художественной культуры. Подобное мероприятие состоялось впервые за последние два пандемийных года. В этот день прозвучали культовые произведения русской и зарубежной классики, современные мировые хиты (от Андреа Бочелли до Селин Дион) и якутские песни. В чем главная идея мероприятия и как шла подготовка к нему, рассказала народная артистка РФ, заведующий кафедрой музыкального искусства АГИКИ Айталина Адамова. 

 

Спорт и опера – братья?

 

В марте 2020 года на территории Якутии впервые обнаружили коронавирусную инфекцию. Был объявлен локдаун: все учреждения перешли на дистанционный формат работы, в том числе и образовательные. Якутянам пришлось привыкать к новой реальности. 

 

«Приходилось работать со студентами через экран смартфона, что, конечно, доставляло трудности. Профессия вокалиста – элитная. Она индивидуальна и каждый вокалист – «уникальный экземпляр». Наши ребята подобно спортсменам должны ежедневно тренировать мышцы своего голосового аппарата. Если этого не происходит, то через неделю или более результаты обнуляются и приходится повторять все заново. А тренировки должны проходить тактильно, индивидуально с применением совершенно разных подходов к каждому студенту, в очном формате. И все понимают, что по связи звук искажается и мельчайшие ошибки заметить трудно», – подчеркивает Айталина Адамова. 

 

Понадобилось довольно продолжительное время, чтобы очные занятия возобновились и будущие вокалисты смогли уже на другом уровне оттачивать свое мастерство. Особенно это касается первокурсников, чье знакомство с дистанционным образованием началось еще в школе. Преподаватель со своими коллегами обучает новое поколение вокалистов по основам старой школы оперного искусства, которой несколько сотен лет. Она сложная, но позволяет раскрыть все грани возможностей человека и услышать свой природный тембр, а не его искусственно созданную копию. «Нижние голоса начинают формироваться только после 30 лет. К 40 годам особенно ярче, самый певческий возраст. Голос развивается постепенно, меняется вместе с трансформацией человеческой физиологии. В отличие от других профессий, вокалисты не видят свой профессиональный инструмент. Только ощущения и знания помогают нам его прочувствовать и использовать», – заявила Адамова. 

 

Вернуться к истокам…

 

Как признается известная вокалистка, основной упор во время концерта был сделан на репертуар всемирно известного итальянского оперного певца Андреа Бочелли, чье исполнение «Con te partiro» никто не смог превзойти. Нежность, красота и любовь, которыми наполнены его песни, лучше всего подходили запланированному мероприятию. 

 

Для студентов мероприятие стало одним большим испытанием на желание и дальше следовать намеченной цели – посвятить свою жизнь искусству, признается Адамова. От зорких взглядов преподавателей кафедры ничего не упускалось – от положения микрофона до выразительных взглядов и пауз. «Для первого раза мы получили хороший результат. Все старались и справились с поставленными задачами. У нас много идей и планов, которые хотят реализации. Но самая главная, первостепенная задача на сегодня – чаще выводить наших ребят на сцену, чтобы они к ней смогли привыкнуть. Ведь сцена воспитывает уверенность и дисциплинированность, дает четкое понимание для студентов выбранной профессии. Именно в этот момент они заболевают ею, в хорошем смысле», – отмечает народная артистка России. 

 

От искры к пламени…

 

На сцене вместе со студентами-вокалистами выступали и будущие хореографы, которые также украсили концертную программу своими завораживающими движениями. Все было органично, что говорит о сплоченности коллективов и служению единой цели – привносить в мир красоту и все существующие добродетели. «Другая цель, которая была необходима, – позволить ребятам понять одну важную истину: все в Арктическом институте – одна большая семья. Они должны друг друга поддерживать и тогда из искры возгорится пламя, благодаря которому родится все больше новых творческих процессов. В итоге это приведет к дальнейшему росту», – сказала народная артистка. 

 

Во время концерта звучали еще и русские народные и якутские песни, тем самым отразив главную тему 2022 года в России – Год народного искусства и культурного наследия народов. Напомним, 5 марта ежегодно отмечается День народного мастера. В Якутии впервые за два ковидных года состоялось традиционное шествие народных мастеров и мастериц, которое также приурочили к 100-летнему юбилею Якутской АССР: сотни людей прошагали от ДК им. Кулаковского до площади Орджоникидзе в национальных якутских костюмах. Как отметил вице-премьер правительства республики Сергей Местников, курирующий культурный сектор, всего будут проведены в Год культурного наследия около 260 мероприятий. 

 

***

 

«Человек, раз побывавший в театре, смотрит на мир совершенно другим взглядом, начинает по-другому вести себя и тянуться к совершенству. Сегодня очень часто можно услышать, что опера, грубо говоря, «бородатое искусство». Я категорически несогласна с этим утверждением, потому что существует несколько столетий и продолжит существовать. Оперное искусство обладает особой энергетикой и связью с историей. Ведь оперные вокалисты исполняют произведения разных эпох, разных стилей. Конечно, все меняется, но в итоге возвращается к истокам», – резюмировала Айталина Адамова.