С.С. Игнатьева. Арктический вектор этнокультурного художественного образования

Аннотация: определяются особенности этнокультурного  образования в арктическом контексте в системе непрерывного художественного образования. Исследуется влияние международных и межрегиональных образовательных программ на подготовку творческой  интеллигенции коренных народов Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: этнокультурное художественное образование,  образовательные программы,  культура народов Арктики, Севера.
 
Согласно Концепции художественного образования в Российской Федерации (2001), художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.  Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;
  • свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [7].
Данная концепция определяет содержание образовательной, научной, творческой деятельности организаций, ведущих художественное образование. 

Реализация конституционных прав в области культуры и искусств имеет свои специфические особенности в арктической зоне.

Сегодня проблемы Арктики и сопредельных с ней территорий диктуют поворот образовательных программ во всех арктических государствах. Открытие потенциального ресурса Арктики как для экономики и экологии, так и уникальность культурного пространства региона формируют национальные интересы России, которые связаны с освоением ресурсов, сохранением окружающей среды, поддержанием жизнеспособности и культуры жителей Арктики и Севера.  В «Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года» отмечается низкое качество жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации.  В целях улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации, включая коренные малочисленные народы, повышения уровня их социального и культурного обслуживания предусматриваются: а) модернизация объектов социальной инфраструктуры, включая образовательные учреждения, организации здравоохранения и культуры [13].

Исходя из основных страновых стратегий и ограничений, вузы культуры и искусств определяют специфику своих образовательных систем, активно участвуют в развитии поликультурного гражданского общества, этнокультурной идентичности и расширении межрегионального и международного взаимодействия по сбережению культурного и духовного наследия.

В Арктическом регионе мира осуществляется интеграция образовательных программ посредством Университета Арктики, посылающего «межкультурные импульсы» через сетевые системы «Thematic Networks on Indigenous Arts and Crafts» (Прикладное искусство коренных народов Арктики) и «Thematic Networks on Arctic Sustainable Arts and Design» (Устойчивое развитие арктического искусства и дизайна). Создается единая образовательная сеть «Культура Арктики».

Арктический государственный институт культуры и искусств, созданный в 2000 году, занял международную и межрегиональную нишу в научно-образовательной и инновационной деятельности по сохранению, воспроизводству и развитию культуры и искусств народов Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Бережное отношение к многообразным культурным традициям создает художественное пространство творчества молодёжи, формируя архитектуру новой образовательной реальности. АГИКИ заключены договора о сотрудничестве с университетами Арктики, Европы, благодаря которым развиваются такие ценности, как ориентация на лучшее будущее и творчество арктической культуры, приверженность к сохранению и пониманию культурного наследия коренных народов.

К приоритетной сфере сотрудничества с Университетом Арктики относится участие в программе студенческого обмена North2North и преподавательского обмена NorthTREX, участие в научно-исследовательской программе Thematic Network, проведение летних курсов Field School и участие в программе в области фольклора и этнокультуры народов Арктики GoNorth. Более 40 студентов выезжали на учебу по обмену в разные вузы Северной Европы: Саамский образовательный центр, Инари, Лапландский университет Политехнический университет (г. Рованиеми), Университет прикладных наук (г. Оулу), Университет прикладных наук (г. Кемии-Торнио), Саамский университетский колледж (Каутокейно), Университетский колледж (г. Харстад), Университет Тромсе (г. Тромсе), Университет Умеа (г. Умеа).

Международный обмен преподавателями и студентами способствует актуализации личностного опыта, активизации этнокультурной идентичности. Как справедливо отмечает И.В. Рыжкова, мир родной культуры обретает четкие контуры, попадая в образовательное поле другой страны. Так, студентка кафедры фольклора и этнокультуры народов Арктики А. Алексеева после успешного обучения по программе GoNorth написала дипломную работу на сравнительном материале Саамского университетского колледжа (Каутокейно, Норвегия) и школы «Арктика» Нерюнгринского района Якутии. Студентка из Финляндии, выпускница Университета Хельсинки, бакалавр биологии, Борг Леа Маари, с детства мечтавшая иллюстрировать книги по флоре и фауне, смогла воплотить мечту, обучаясь на кафедре дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики.

Арктический институт культуры и искусств целенаправленно развивает межрегиональное взаимодействие по подготовке творческой интеллигенции из числа народов Сибири и Дальнего Востока. В учебный процесс АГИКИ внедрен цикл дисциплин под условным названием «арктический компонент», включающий предметы по арктическому регионоведению, культуре и искусству Арктики, мифологии, этнографии народов Севера, которые являются «сквозными» и пронизывают все специальности и направления подготовки. Это необходимо для того, чтобы каждый студент знал и понимал миссию института, а в будущем – строил свою жизнь и деятельность согласно идеалам и ценностям, почитаемым на Севере. Системный характер работы по приобщению студентов к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности.

Культура народов Севера – это богатейшая палитра, в которой каждый народ имеет свою краску. В одной культуре преобладает принцип танцевальности, в другой – многообразие мелодического самовыражения, в третьей – театральность на основе обрядовой культуры. По целевому заказу в институте обучаются студенты из Корякского автономного округа, Камчатского края, Красноярского края, в частности, корякская студия – по направлению «Северная хореография». Специальность «Режиссер драматического театра» получила С. Ооржак из Республики Тыва, лауреат республиканского театрального фестиваля «Желанный берег» в номинации «Лучший режиссер» (спектакль «Дом Бернарды Альба») и в номинации «Лучший спектакль» (спектакль «Ангелы не плачут»), лауреат международного театрального фестиваля «Туганлык», номинант Национальной театральной премии «Золотая маска».

Таким образом, овладение этнокультурной компетенцией, предполагающей знание языка, культуры и традиций родного народа, входит в состав профессиональной компетенции выпускников института. Творческая молодёжь, участвуя в международных проектах, конкурсах, фестивалях, учится преодолевать свою национальную самодостаточность и выстраивать диалог в разных межкультурных коммуникациях. Научным обоснованием стратегии этнокультурного художественного образования АГИКИ является теория арктической циркумполярной цивилизации, признанной международным научным сообществом. Теория разработана профессором института У.А. Винокуровой в сотрудничестве с Ю.В. Яковцом,  президентом Международного института им. П. Сорокина-Н. Кондратьева. Художественное воплощение ценностей арктической циркумполярной цивилизации проявляется в творческих проектах кафедр народной художественной культуры, театрального искусства, живописи и графики, дизайна и др.  Научно-исследовательская работа ведется по направлениям: эпическое наследие народов Арктики, театрально-игровые традиции сибирских народов, педагогический потенциал культуры народов Севера, хореографическое искусство народов Арктики. Возрастающее из года в год желание молодежи из регионов Крайнего Севера обучаться в АГИКИ объясняется пониманием угрозы исчезновения традиционной культуры и возможностью получения качественных знаний в институте.

Задача формирования нового поколения специалистов, укоренённых в своих культурах и открытых миру, стала базой для создания творческих школ ведущих деятелей культуры и искусств, преподающих в институте. Это школы народного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РС (Я) А.С. Борисова,  заслуженного артиста РФ и РС (Я) Е.Н. Степанова, доктора искусствоведения Ю.И. Шейкина, доктора искусствоведения А.Г. Лукиной, заслуженного деятеля искусств РС (Я) М.А. Рахлеевой, заслуженного деятеля искусств РФ К.М. Мамонтова, заслуженного деятеля науки РС (Я) У.А. Винокуровой, заслуженной артистки РФ А.С. Афанасьевой, заслуженной артистки  РС (Я) В.И. Колодезниковой, лауреата международных конкурсов Н.В. Пикутского и др.

Учебный театр АГИКИ за 10 лет своей творческой работы поставил около 30 спектаклей. Студенты принимали участие в Молодежном фестивале «Будущее театральной России» (г. Ярославль), спектакль «Маугли» стал лауреатом Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей. Ансамбль народного танца «Аар-Аартык» (Священная дорога) нацелен на  сохранение и распространение этнической хореографии Арктики. В репертуаре ансамбля такие танцы, как «Юкагирский танец», «Якутский осуохай», в программе выступлений также народные песни, игра на хомусе, традиционные круговые танцы народов Арктики, фольклорные номера, композиции, спектакли. Коллектив не раз становился лауреатом различных международных конкурсов. За постановку «Обряда поклонения божествам Айыы» заслужил грант на участие в IV конкурсе Международного детского и юношеского культурного обмена «Россия-Европа молодая».  Артисты ансамбля показали традиционное искусство коренных малочисленных народов Крайнего Севера в Японии, Франции, Италии.  Ансамбль «Аар-Аартык» стал обладателем «Гран-при»  IX Международного конкурса-фестиваля искусств, который проходил в городе Льорет де Мар в Испании.

Выставочная деятельность  одно из главных направлений работы института для творческой самореализации студентов. Студенты кафедр живописи и графики становились лауреатами регионального конкурса «Арт-Владивосток», республиканской премии им. Валериана Васильева, дебютантами выставок «Саха-арт-модерн», «Весна в декабре», участниками пленэра «Золото Ленских скал», выставок в галерее «Ургэл», выставочном зале Национального художественного музея. Т. Малышева, студентка кафедры живописи, одержала победу в конкурсной программе Международного фестиваля детского и молодежного творчества «Дальний Восток России – АТР: великий Тихий океан дружбы и мечты». В поддержку идеи проекта «Искусство Арктики», представленного к 10-летию института, был организован международный проект студентов и преподавателей «Искусство Арктики. Саха-Якутия». Благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, участники проекта организовали выставку в г. Рованиеми в Финляндии, представив более ста работ якутских художников в знаменитом музее «Арктикум». По гранту администрации г. Якутска студенты претворили проект «ArtStreet», украсив город современными рисунками, создавшими позитивное настроение северян.

В целях создания единого образовательного пространства в сфере творческой, социально-культурной, художественно-эстетической деятельности при АГИКИ был учрежден Арктический институтский образовательный округ (АркИнОО), куда в качестве ассоциированных членов вошли ведущие учебные заведения, реализующие образовательные программы в сфере среднего профессионального и высшего образования. Это образовательный ресурсный центр Министерства культуры и духовного развития РС (Я), Высшая школа музыки, Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова, Якутское художественное училище им. П.П. Романова, Якутский колледж культуры и искусства, Якутский хореографический колледж им. А. и Н. Посельских,  Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова, Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии и др. Направления АркИнОО – это отбор для обучения в институте талантливых и мотивированных детей, работа Школы АГИКИ, повышение квалификации и профессиональная переподготовка и обучение в аспирантуре специалистов учреждений культуры и искусств и педагогов ДШИ. Также оказание методической помощи кафедр института муниципальным учреждениям культуры, учреждениям дополнительного образования и, прежде всего, детским школам искусств в разработке учебно-методической документации в связи с внедрением федеральных государственных требований и подготовке документов к лицензированию и содействие проектированию культурной среды муниципальных районов и наслегов.

В настоящее время  АркИнОО объединяет 34 детские школы искусств и 8 общеобразовательных школ, которые являются стажировочными площадками вуза. При этом в рамках многоуровневой системы образования выпускники детских школ искусств имеют возможность продолжить свое образование в шести учреждениях среднего профессионального образования и в последующем – в организации высшего образования.

В 2013 году  институт приступил к  сотрудничеству по реализации республиканского проекта «Музыка для всех» по вопросам организации, содержания, методики преподавания музыки и получения соответствующих знаний. Было открыто направление «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», профиль «Музыкальная педагогика» при кафедре искусствоведения, организована работа кружка «Музыкальный калейдоскоп» для обучающихся начальных классов СОШ № 7 г. Якутска, созданы по инициативе студентов пятого курса кафедры народных инструментов ансамбль блокфлейт и детские шумовые оркестры.

Инициатор проекта «Музыка для всех», первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев в своем выступлении на заключительном заседании Международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» отметил, что «наша территория – арктическая зона России, которая является частью огромного региона, чей потенциал еще будет раскрываться и развиваться по мере прогресса человечества. Это – территория циркумполярной цивилизации, здесь происходит наложение множества пластов культуры, географических и геополитических реалий мира» [10].

Каждый человек в детстве обладает большими возможностями для развития творческих способностей. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений воображения достигается на занятиях студий «Школы АГИКИ».

Сохранение и дальнейшее развитие традиционной культуры – это не только задача, но и миссия всех вузов искусства и культуры. Вуз как саморазвивающаяся система становится опорой для сохранения традиционной культуры и профессионализации ее самых ярких явлений [6]. Арктический институт стремится стать благоприятным лоном для формирования в регионах Севера творческой интеллигенции, глубоко понимающей истоки и специфику родной культуры и, вместе с тем, воспитанной на шедеврах мировой культуры.

Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо народа и Отечества,  будет открыт к мировому художественному наследию,   осознавать и быть готовым развивать гуманитарное пространство.

Таким образом, этнокультурное художественное образование обладает огромным  потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности,  творческого жизненного пути.
 
Список литературы:
1. Борисова, У. С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ: На материалах Республики Саха (Якутия): Автореф… дис. д-ра. социол. Наук / У. С. Борисова. – Санкт-Петербург, 2006. – 39 с.
2. Винокурова, Е. П. Международная культурная деятельность Якутии в условиях глобализации / Е. П. Винокурова. – Москва, 2007.
3. Винокурова, У. А. Геокультурные особенности Арктической циркумполярной цивилизации : коллективная монография / под ред. У. А. Винокуровой. – Якутск, 2014. – С. 162-171.
4. Волков, Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / Г. Н. Волков. – М. : Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. – 460 с.
5. Всероссийская перепись населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 07.08.2015).
6. Игнатьева, С. С. Культурная модернизация в Республике Саха (Якутия) : коллективная монография / под ред. С. С. Игнатьевой. Авторы: Астафьева О., Игнатьева С., Винокурова Е., Винокурова У., Шлыкова О. – Якутск : АГИИК, 2013. – 156 с.
7. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.lib.smr.ru/.../ Концепция_художественного_образования_в_РФ. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.08.2015).
8. Кугаевский, А. Н. Арктика – территория инновационного поиска / А. Н. Кугаевский, В. И. Сморчкова. – М.: РАГС, 2011. – С. 13.
9. Мирошниченко, В. В. Основные этапы развития национального образования в советский период / В. В. Мирошниченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита : Молодой ученый, 2013. – С. 10-12.
10. Музыка для всех: материалы обсуждения Концепции музыкального воспитания и образования на Первом Международном конгрессе «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» / [Составители : А. В. Варламова, З. Г. Павлова ; гл. редактор М. М. Берлянчик]. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. – 60 с.
11. Педагогика Севера : Интеграция в единое образовательное пространство [Электронный ресурс]. – http://insch.ru/provedennye-konferencii-i-seminary/article. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 30.03.2015).
12. Рыжкова И. В. Современный университет в рамках европейского «северного измерения» : феномен интернационализации / И. В. Рыжкова. – Мурманск : МГГУ, 2013. – С. 58.
13. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года http://minec.gov-murman.ru/files/Strategy_azrf.pdf. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 30.07.2015).
14. Тарасова, В. А. Педагогические условия воспитания молодежи на традициях национальной культуры (на примере Республики Саха (Якутия)) / В. А. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 6. – С.110-116.
15. Тимошенко, Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума / Л. Г. Тимошенко // Научно-педагогическое обозрение. – 2013. – № 1 (1). – С. 46-51.
 Филиппова, Н. И. Современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера / Н. И. Филиппова, А. В. Иванова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 1. – С. 100-108.