25 сентября 2015 года в рамках Культурного форума регионов России «Гражданская солидарность в реализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, общества и бизнеса» в Арктическом государственном институте культуры и искусств прошла экспертная сессия «Управленческие кадры для социокультурной сферы: Региональный и муниципальный кадровый резерв».
Каково Ваше видение модели подготовки кадров для сферы культуры?
Сегодня, в век информации и высоких технологий, в эпоху интеллекта, усиливается ответственность системы образования перед обществом. Деятельность вуза должна быть направлена на конечный результат, чтобы через 20-30 лет можно было бы иметь ответы на вопросы: кто должен управлять и каких результатов можно добиться?
В работе сессии принимали участие руководители и люди, которые непосредственно связаны с подготовкой кадрового резерва: министр культуры и духовного развития РС (Я) В.И. Тихонов, ректор Института управления при Главе РС (Я) К.А. Борисов, заместитель директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации О.В. Шлыкова, ректор Арктического государственного института культуры и искусств С.С. Игнатьева, участники Форума, преподаватели.
Поскольку качество полученного специалистом образования сегодня становится очень важным, внимание было обращено к содержательной части деятельности образовательных учреждений: какими компетенциями должен обладать будущий управленец для того, чтобы внедриться в современное информационное общество? Ведь сегодня информация правит миром.
Наш институт готовит специалистов в области социально-культурной деятельности. Мы сознательно осуществили лицензирование, аккредитацию специальностей «Менеджмент организации», «Социально-культурная деятельность» (по профилям: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»).
С момента внедрения Болонской системы в систему образования Российской Федерации произошли серьезные изменения, прежде всего в организационном плане, менеджменте вуза. Это разработка государственных образовательных стандартов нового поколения, формирование новых учебных планов, в которых отражены требования к подготовке специалиста. Обсуждалось, какие дисциплины внедрить в учебные планы, чтобы получить специалиста, востребованного в культурной сфере и Республики Саха (Якутия), и северных регионов РФ в целом.
Миссия АГИКИ – изучение, сохранение, продвижение традиционной культуры народов Арктики в современном мире, повышении уровня качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства. Для этих целей в вариативную часть учебных планов был внедрен арктический компонент (49 дисциплин). Это было согласовано с главами муниципальных образований РС (Я), учтены их пожелания.
Какими же компетенциями должен обладать наш выпускник? Современный специалист должен не только иметь профессиональные навыки, но и должен уметь управлять проектами, составлять бизнес-планы, формировать управление организацией, уметь привлекать инвестиции, иметь активную жизненную и гражданскую позицию. Также знать историю культуры и искусства народов Арктики и мира, в целом, в контексте единого культурно-образовательного пространства России.
Современная отечественная система образования несет важный посыл и мотивацию к развитию, чтобы будущий специалист был конкурентоспособным не только в России, но и в мире. Проводится огромная работа по выявлению кадрового потенциала, поиска талантливых детей.
17 октября я была на встрече с министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым, во время которой обсуждалась новая федеральная целевая программа до 2020 года, в которой предусматривается работа по развитию человеческого капитала в широком смысле – это новая волна, новое направление в деятельности Министерства образования и науки, направленная на социально-экономическое развитие регионов РФ. Сегодня Министерство образования РФ внедряет подпрограмму подготовки кадрового резерва с обучением будущих специалистов в ведущих вузах мира, а также выдвинуло идею создания региональных опорных университетов, которые станут крупными научно-образовательными центрами, и будет нацелено на новое качество высшего образования на основе эффективной и конкурентоспособной сети университетов, отвечающих интересам всех участников системы.
Известно, что во время Форума был презентован первый номер журнала Международного арктического центра культуры и искусств. В чем ценность этого издания?
В рамках семинара «Социокультурное и экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» состоялась презентация первого номера журнала «Культура и искусство Арктики» Международного арктического центра культуры и искусств. МАЦКИ был создан по поручению Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова в 2014 году на базе федерального вуза – АГИКИ.
В связи с этим считаю первый проект выполненным: журнал сплотил вокруг МАЦКИ ведущих арктиковедов, ученых со всего мира, которые с энтузиазмом подключились и стали участниками данной площадки общения и консолидации сил. В будущем будет подготовлена мультимедийная форма журнала.
В целом планируется участие в работе МАЦКИ научного и творческого потенциала регионов Севера России и Арктики. Также изучением традиционной культуры и искусства народов Арктики в АГИКИ занимаются ученые – педагоги института и Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики (рук. – В.С. Никифорова).
Сегодня все чаще говорят о проектной модели образования, готов ли институт поменять подход к организации образовательного процесса?
Проектная деятельность заключается в реализации идеи, направленной на социально-экономическую эффективность, конкретный результат для человека и общества в целом. Это востребовано во всем мире.
В менеджменте нашего вуза стоит вопрос проектного финансирования на основе конкурса поданных кафедрами и факультетами заявок. Это важно и для поддержки новых идей, и для эффективного бюджетирования.
Наши преподаватели нацелены на внедрение новых методик обучения, новых технологий, ведь современная молодежь ориентирована на восприятие информации в разных формах, она развита в эмоциональном плане, очень тонко настроена на общение. Поэтому мы работаем над тем, как наиболее эффективно и креативно донести информацию. Ведь в подобном взаимодействии педагога и студента могут родиться новые идеи, появиться новые результаты. Например, студенты направления «Социально-культурная деятельность» занимаются постановкой спектакля. Считаю, что творческая форма обучения должна быть и у других специальностей. Вместе с тем, сохраняется классическая форма обучения «аудитория-лектор». Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс – это задача каждого педагога в вузе.
В какой форме может быть организовано повышение профессиональной квалификации для специалистов государственного управления культурой?
Все должны постоянно познавать новое в мире, получать знания о всех отраслях жизни, инновациях. Учреждения культуры, детские школы искусств, образовательные учреждения обязаны предоставлять услуги для представителей других сфер, а также госслужащих.
Наш вуз в будущем будет проводить курсы, тренинговые мероприятия, мастер-классы, организует встречи с творческими людьми, для того чтобы осветить новые тенденции в культуре и искусстве, рассказать о новых взглядах и культурных смыслах. Курсы будут для желающих, включая и Якутск, и республику.
Каков, на Ваш взгляд, дальнейший путь развития культуры региона?
Министерство культуры и духовного развития РС (Я) разрабатывает проект Концепции государственной культурной политики РС (Я), это серьезный задел. В РФ приняты основы государственной культурной политики, готовится федеральный закон о культуре, и наша республика должна иметь свое видение, стратегические цели и задачи для создания соответствующих условий развития культуры и искусства народов Арктики. В этом плане наличие на территории Якутии АГИКИ, федерального вуза культуры и искусств, как центра научных исследований, инициирования творческих проектов, консолидации культурной элиты – это большая удача. АГИКИ признан в России и в странах зарубежной Арктики как вуз, готовящий многопрофильных специалистов. Наши ученые являются членами научно-методического совета МКиДР РС (Я): У.А. Винокурова, Ю.И. Шейкин, А.Г. Лукина, З.И. Иванова-Унарова, В.А. Чусовская.
Какие выводы Вы сделали для себя по итогам работы Культурного форума?
По итогам работы Форума были внесены рекомендации, которые в будущем будут полезны для развития культуры РС (Я). Отрадно, что будет укрепляться единое социокультурное пространство в РФ. Было обращено внимание на те задачи, которые ведут к созданию культурных центров, связанных с бизнесом на территории Арктической зоны. Идея создания культурных кластеров ведет к появлению рабочих мест для будущих выпускников. Также я получила импульс для дальнейшей деятельности в качестве ректора АГИКИ в плане сохранения традиционной культуры народов Арктики. Проект МАЦКИ получил позитивные отклики, в процессе развития он станет консолидирующим звеном для регионов и стран и принесет ощутимые результаты работы. Также понравилась идея взаимодействия в реализации культурной политики бизнес-структур, НКО, гражданских инициатив, что, безусловно, будет более эффективно.
Рада, что АГИКИ стал центром общения, нас посетили модераторы других секций, познакомились с деятельностью института и изъявили желание дальнейшего сотрудничества. Это не только продвижение самого вуза в сфере культуры и искусства, но и является важным для студентов, которые выбрали делом своей жизни миссию сохранения и развития традиционной культуры народов Арктики.
Каково Ваше видение модели подготовки кадров для сферы культуры?
Сегодня, в век информации и высоких технологий, в эпоху интеллекта, усиливается ответственность системы образования перед обществом. Деятельность вуза должна быть направлена на конечный результат, чтобы через 20-30 лет можно было бы иметь ответы на вопросы: кто должен управлять и каких результатов можно добиться?
В работе сессии принимали участие руководители и люди, которые непосредственно связаны с подготовкой кадрового резерва: министр культуры и духовного развития РС (Я) В.И. Тихонов, ректор Института управления при Главе РС (Я) К.А. Борисов, заместитель директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» ИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации О.В. Шлыкова, ректор Арктического государственного института культуры и искусств С.С. Игнатьева, участники Форума, преподаватели.
Поскольку качество полученного специалистом образования сегодня становится очень важным, внимание было обращено к содержательной части деятельности образовательных учреждений: какими компетенциями должен обладать будущий управленец для того, чтобы внедриться в современное информационное общество? Ведь сегодня информация правит миром.
Наш институт готовит специалистов в области социально-культурной деятельности. Мы сознательно осуществили лицензирование, аккредитацию специальностей «Менеджмент организации», «Социально-культурная деятельность» (по профилям: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»).
С момента внедрения Болонской системы в систему образования Российской Федерации произошли серьезные изменения, прежде всего в организационном плане, менеджменте вуза. Это разработка государственных образовательных стандартов нового поколения, формирование новых учебных планов, в которых отражены требования к подготовке специалиста. Обсуждалось, какие дисциплины внедрить в учебные планы, чтобы получить специалиста, востребованного в культурной сфере и Республики Саха (Якутия), и северных регионов РФ в целом.
Миссия АГИКИ – изучение, сохранение, продвижение традиционной культуры народов Арктики в современном мире, повышении уровня качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства. Для этих целей в вариативную часть учебных планов был внедрен арктический компонент (49 дисциплин). Это было согласовано с главами муниципальных образований РС (Я), учтены их пожелания.
Какими же компетенциями должен обладать наш выпускник? Современный специалист должен не только иметь профессиональные навыки, но и должен уметь управлять проектами, составлять бизнес-планы, формировать управление организацией, уметь привлекать инвестиции, иметь активную жизненную и гражданскую позицию. Также знать историю культуры и искусства народов Арктики и мира, в целом, в контексте единого культурно-образовательного пространства России.
Современная отечественная система образования несет важный посыл и мотивацию к развитию, чтобы будущий специалист был конкурентоспособным не только в России, но и в мире. Проводится огромная работа по выявлению кадрового потенциала, поиска талантливых детей.
17 октября я была на встрече с министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым, во время которой обсуждалась новая федеральная целевая программа до 2020 года, в которой предусматривается работа по развитию человеческого капитала в широком смысле – это новая волна, новое направление в деятельности Министерства образования и науки, направленная на социально-экономическое развитие регионов РФ. Сегодня Министерство образования РФ внедряет подпрограмму подготовки кадрового резерва с обучением будущих специалистов в ведущих вузах мира, а также выдвинуло идею создания региональных опорных университетов, которые станут крупными научно-образовательными центрами, и будет нацелено на новое качество высшего образования на основе эффективной и конкурентоспособной сети университетов, отвечающих интересам всех участников системы.
Известно, что во время Форума был презентован первый номер журнала Международного арктического центра культуры и искусств. В чем ценность этого издания?
В рамках семинара «Социокультурное и экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» состоялась презентация первого номера журнала «Культура и искусство Арктики» Международного арктического центра культуры и искусств. МАЦКИ был создан по поручению Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова в 2014 году на базе федерального вуза – АГИКИ.
В связи с этим считаю первый проект выполненным: журнал сплотил вокруг МАЦКИ ведущих арктиковедов, ученых со всего мира, которые с энтузиазмом подключились и стали участниками данной площадки общения и консолидации сил. В будущем будет подготовлена мультимедийная форма журнала.
В целом планируется участие в работе МАЦКИ научного и творческого потенциала регионов Севера России и Арктики. Также изучением традиционной культуры и искусства народов Арктики в АГИКИ занимаются ученые – педагоги института и Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики (рук. – В.С. Никифорова).
Сегодня все чаще говорят о проектной модели образования, готов ли институт поменять подход к организации образовательного процесса?
Проектная деятельность заключается в реализации идеи, направленной на социально-экономическую эффективность, конкретный результат для человека и общества в целом. Это востребовано во всем мире.
В менеджменте нашего вуза стоит вопрос проектного финансирования на основе конкурса поданных кафедрами и факультетами заявок. Это важно и для поддержки новых идей, и для эффективного бюджетирования.
Наши преподаватели нацелены на внедрение новых методик обучения, новых технологий, ведь современная молодежь ориентирована на восприятие информации в разных формах, она развита в эмоциональном плане, очень тонко настроена на общение. Поэтому мы работаем над тем, как наиболее эффективно и креативно донести информацию. Ведь в подобном взаимодействии педагога и студента могут родиться новые идеи, появиться новые результаты. Например, студенты направления «Социально-культурная деятельность» занимаются постановкой спектакля. Считаю, что творческая форма обучения должна быть и у других специальностей. Вместе с тем, сохраняется классическая форма обучения «аудитория-лектор». Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс – это задача каждого педагога в вузе.
В какой форме может быть организовано повышение профессиональной квалификации для специалистов государственного управления культурой?
Все должны постоянно познавать новое в мире, получать знания о всех отраслях жизни, инновациях. Учреждения культуры, детские школы искусств, образовательные учреждения обязаны предоставлять услуги для представителей других сфер, а также госслужащих.
Наш вуз в будущем будет проводить курсы, тренинговые мероприятия, мастер-классы, организует встречи с творческими людьми, для того чтобы осветить новые тенденции в культуре и искусстве, рассказать о новых взглядах и культурных смыслах. Курсы будут для желающих, включая и Якутск, и республику.
Каков, на Ваш взгляд, дальнейший путь развития культуры региона?
Министерство культуры и духовного развития РС (Я) разрабатывает проект Концепции государственной культурной политики РС (Я), это серьезный задел. В РФ приняты основы государственной культурной политики, готовится федеральный закон о культуре, и наша республика должна иметь свое видение, стратегические цели и задачи для создания соответствующих условий развития культуры и искусства народов Арктики. В этом плане наличие на территории Якутии АГИКИ, федерального вуза культуры и искусств, как центра научных исследований, инициирования творческих проектов, консолидации культурной элиты – это большая удача. АГИКИ признан в России и в странах зарубежной Арктики как вуз, готовящий многопрофильных специалистов. Наши ученые являются членами научно-методического совета МКиДР РС (Я): У.А. Винокурова, Ю.И. Шейкин, А.Г. Лукина, З.И. Иванова-Унарова, В.А. Чусовская.
Какие выводы Вы сделали для себя по итогам работы Культурного форума?
По итогам работы Форума были внесены рекомендации, которые в будущем будут полезны для развития культуры РС (Я). Отрадно, что будет укрепляться единое социокультурное пространство в РФ. Было обращено внимание на те задачи, которые ведут к созданию культурных центров, связанных с бизнесом на территории Арктической зоны. Идея создания культурных кластеров ведет к появлению рабочих мест для будущих выпускников. Также я получила импульс для дальнейшей деятельности в качестве ректора АГИКИ в плане сохранения традиционной культуры народов Арктики. Проект МАЦКИ получил позитивные отклики, в процессе развития он станет консолидирующим звеном для регионов и стран и принесет ощутимые результаты работы. Также понравилась идея взаимодействия в реализации культурной политики бизнес-структур, НКО, гражданских инициатив, что, безусловно, будет более эффективно.
Рада, что АГИКИ стал центром общения, нас посетили модераторы других секций, познакомились с деятельностью института и изъявили желание дальнейшего сотрудничества. Это не только продвижение самого вуза в сфере культуры и искусства, но и является важным для студентов, которые выбрали делом своей жизни миссию сохранения и развития традиционной культуры народов Арктики.