25 мая 2016г. в 16:00 в арт-галерее «Ургэл» состоится открытие художественной выставки Надежды Ивановой «АЙАР КУТ ЫМЫЫТА».
Надежда Сергеевна Иванова – художник-график, член Союза художников России, преподаватель кафедры живописи и графики Арктического государственного института культуры и искусств.
Родилась в с.Майя Мегино-Кангаласского улуса, откуда вышло немало талантливых якутских художников. Особенно близко воспринимала творчество Валериана Васильева, приходящегося родственником по линии дедушки Владимира Афанасьевича Иванова. Это стало одной из причин выбора профессии, когда после окончания художественного класса Майинской детской музыкальной школы поступила на факультет изобразительных искусств АГИКИ, кафедру графики. В институте Надя стремилась осваивать разные техники графики: по линогравюре училась у А.П. Мунхалова, И,Г,Шадрина, литографии у М.А. Рахлеевой, офорту М.Г.Старостина и ксилографии у Т.Е.Шапошниковой. После третьего курса прошла литографскую практику в Москве под руководством Марии Афанасьевны Рахлеевой. Литографии «Автобус», «Алиса в стране чудес», «Город», «Прятки», «Цирк», выполненные на старших курсах института, объединяет самостоятельность мышления в сочетании с детской восторженностью. Дипломную работу на тему карело-финского эпоса «Калевала» защищала под руководством Туйаары Ефимовны Шапошниковой в технике ксилографии. Выбор темы смелый, поскольку Калевала – самый сложный эпос, состоящий из полсотни рун и невероятных по фантазийности сюжетов. Надя видела замечательные цветные иллюстрации, выполненные известными художниками, раскрывающими содержание и народный дух финнов. Она решила не иллюстрировать сюжетные коллизии эпоса, а увлеклась сказочными образами, изображая персонажи крупным планом. Черно-белая ксилография выразительно передает лики прекрасной Илматар, сотворившей мир и ставшей матерью старого песнопевца Вяйномёйнена, страшной ведьмы Лоухи из страны Похъели, на контрастах строит образы могучих богатырей и нежных дев. Окончив институт с отличием в 2011 г., Надежда прошла стажировку в творческих мастерских Российской академии художеств в г. Красноярске (2012-2015). Руководитель Герман Суфадинович Паштов, народный художник России, академик РАХ, является основателем Красноярской студии ксилографии. Здесь Надя специализировалась в технике обрезной ксилографии. Серия «Дары Индигирки» (2 листа, 2013) таит в себе фольклорное начало. Большие головы людей, заполнившие лодку («Рыбаки») и удерживающие огромную рыбу («Рыба») нарочито упрощены. Несколькими штрихами передает черты неуловимого настроения – улыбку, скептицизм, удивление. В серии «В юрте» (3 листа, 2013) действие вписано в пространство чума, схематически ограниченного линиями треугольника. Художница умело пользуется штрихами, линиями, силуэтом, чтобы донести до зрителя свои размышления о жизни северян не в документальном, а сакральном восприятии. С этими листами перекликается серия «Северные танцы» (2015), состоящая из 6 листов черно-белой и цветной обрезной ксилографии. Изображая корякские народные танцы, она передает музыкальную ритмику, четкость движений рук и ног, характерные повороты голов, отличающих корякские танцы с бубном, скупыми чертами передает крой и орнамент кухлянок. Внешняя динамика и внутренняя энергетика выделяют и более раннюю серию «Удаганки» (6 листов, 2013). Но здесь действие происходит не на земле, скорее, в Космосе, в котором бестелесные небесные шаманки совершают таинства преображения духа. Одним из любимых образов Надежды Ивановой являются птицы. В листе «Круговорот» они символизируют классическую гармонию Вселенной, но какая может быть гармония в наше тревожное время? И вот нарушены красота и порядок в листе «Тревога» - птицы становятся носителями метафизической тревоги.
Графику Надежды Ивановой невольно хочется сравнить с искусством инуитских художников Арктики, которых отличают такие черты как сакральность вещей, символика образов, условность и декоративность, ведущая роль силуэта и линий. Трехмерное пространство листа инуиты, юкагиры, ненцы строят по законам линейной и обратной перспективы. Такие же качества отличают творчество Надежды Ивановой, что вписывается в круг художественного стиля искусства народов Арктики.
Надежда Сергеевна преподает рисунок и живопись студентам Арктического института культуры и искусств по законам академического искусства, без чего невозможно освоить трудную профессию художника. В дальнейшем каждый выбирает свой самостоятельный путь в искусстве. И сама Надежда Иванова с завидным упорством продолжает творческие поиски для художественного выражения собственного взгляда на жизнь.
Несмотря на молодость, у Надежды Сергеевны сложилась довольно внушительная география участия в художественных выставках разного уровня: межрегиональных в Москве, Барнауле, Омске, Красноярске; в международных «Процесс» (ЦДХ, Москва), Триеннале графики «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, Биеннале «H2O» в Якутске, «Кочующие свитки» (2016. Варшава, Брюссель), всероссийской «Россия XII» (2014, Москва), молодежных и республиканских в Якутске. Отмечена дипломами Союза художников России (2013) и Российской Академии художеств по результатам XVIII отчетной выставки творческих мастерских в г.Красноярске.
Картины и гравюры Н. Ивановой находятся в частных коллекциях в Красноярске, Якутске, Финляндии, Китае, Польше, в Национальном художественном музее РС(Я) (Якутск).
Надежда Сергеевна Иванова – художник-график, член Союза художников России, преподаватель кафедры живописи и графики Арктического государственного института культуры и искусств.
Родилась в с.Майя Мегино-Кангаласского улуса, откуда вышло немало талантливых якутских художников. Особенно близко воспринимала творчество Валериана Васильева, приходящегося родственником по линии дедушки Владимира Афанасьевича Иванова. Это стало одной из причин выбора профессии, когда после окончания художественного класса Майинской детской музыкальной школы поступила на факультет изобразительных искусств АГИКИ, кафедру графики. В институте Надя стремилась осваивать разные техники графики: по линогравюре училась у А.П. Мунхалова, И,Г,Шадрина, литографии у М.А. Рахлеевой, офорту М.Г.Старостина и ксилографии у Т.Е.Шапошниковой. После третьего курса прошла литографскую практику в Москве под руководством Марии Афанасьевны Рахлеевой. Литографии «Автобус», «Алиса в стране чудес», «Город», «Прятки», «Цирк», выполненные на старших курсах института, объединяет самостоятельность мышления в сочетании с детской восторженностью. Дипломную работу на тему карело-финского эпоса «Калевала» защищала под руководством Туйаары Ефимовны Шапошниковой в технике ксилографии. Выбор темы смелый, поскольку Калевала – самый сложный эпос, состоящий из полсотни рун и невероятных по фантазийности сюжетов. Надя видела замечательные цветные иллюстрации, выполненные известными художниками, раскрывающими содержание и народный дух финнов. Она решила не иллюстрировать сюжетные коллизии эпоса, а увлеклась сказочными образами, изображая персонажи крупным планом. Черно-белая ксилография выразительно передает лики прекрасной Илматар, сотворившей мир и ставшей матерью старого песнопевца Вяйномёйнена, страшной ведьмы Лоухи из страны Похъели, на контрастах строит образы могучих богатырей и нежных дев. Окончив институт с отличием в 2011 г., Надежда прошла стажировку в творческих мастерских Российской академии художеств в г. Красноярске (2012-2015). Руководитель Герман Суфадинович Паштов, народный художник России, академик РАХ, является основателем Красноярской студии ксилографии. Здесь Надя специализировалась в технике обрезной ксилографии. Серия «Дары Индигирки» (2 листа, 2013) таит в себе фольклорное начало. Большие головы людей, заполнившие лодку («Рыбаки») и удерживающие огромную рыбу («Рыба») нарочито упрощены. Несколькими штрихами передает черты неуловимого настроения – улыбку, скептицизм, удивление. В серии «В юрте» (3 листа, 2013) действие вписано в пространство чума, схематически ограниченного линиями треугольника. Художница умело пользуется штрихами, линиями, силуэтом, чтобы донести до зрителя свои размышления о жизни северян не в документальном, а сакральном восприятии. С этими листами перекликается серия «Северные танцы» (2015), состоящая из 6 листов черно-белой и цветной обрезной ксилографии. Изображая корякские народные танцы, она передает музыкальную ритмику, четкость движений рук и ног, характерные повороты голов, отличающих корякские танцы с бубном, скупыми чертами передает крой и орнамент кухлянок. Внешняя динамика и внутренняя энергетика выделяют и более раннюю серию «Удаганки» (6 листов, 2013). Но здесь действие происходит не на земле, скорее, в Космосе, в котором бестелесные небесные шаманки совершают таинства преображения духа. Одним из любимых образов Надежды Ивановой являются птицы. В листе «Круговорот» они символизируют классическую гармонию Вселенной, но какая может быть гармония в наше тревожное время? И вот нарушены красота и порядок в листе «Тревога» - птицы становятся носителями метафизической тревоги.
Графику Надежды Ивановой невольно хочется сравнить с искусством инуитских художников Арктики, которых отличают такие черты как сакральность вещей, символика образов, условность и декоративность, ведущая роль силуэта и линий. Трехмерное пространство листа инуиты, юкагиры, ненцы строят по законам линейной и обратной перспективы. Такие же качества отличают творчество Надежды Ивановой, что вписывается в круг художественного стиля искусства народов Арктики.
Надежда Сергеевна преподает рисунок и живопись студентам Арктического института культуры и искусств по законам академического искусства, без чего невозможно освоить трудную профессию художника. В дальнейшем каждый выбирает свой самостоятельный путь в искусстве. И сама Надежда Иванова с завидным упорством продолжает творческие поиски для художественного выражения собственного взгляда на жизнь.
Несмотря на молодость, у Надежды Сергеевны сложилась довольно внушительная география участия в художественных выставках разного уровня: межрегиональных в Москве, Барнауле, Омске, Красноярске; в международных «Процесс» (ЦДХ, Москва), Триеннале графики «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, Биеннале «H2O» в Якутске, «Кочующие свитки» (2016. Варшава, Брюссель), всероссийской «Россия XII» (2014, Москва), молодежных и республиканских в Якутске. Отмечена дипломами Союза художников России (2013) и Российской Академии художеств по результатам XVIII отчетной выставки творческих мастерских в г.Красноярске.
Картины и гравюры Н. Ивановой находятся в частных коллекциях в Красноярске, Якутске, Финляндии, Китае, Польше, в Национальном художественном музее РС(Я) (Якутск).
Зинаида Иванова-Унарова,
Профессор АГИКИ