К концу каждого учебного года принято подводить итоги. И если у учащихся табель успеваемости складывается из оценок по предметам, то у учебного заведения – из достижений подопечных и выпускников. Единственное в северной части России учебное заведение культуры – Арктический институт культуры и искусств – готовит актеров, художников, библиотекарей, хореографов и фольклористов для всей арктической зоны страны вот уже 16-й год. Каждый учебный год этого вуза, словно сезон в театре, богат на премьеры и новые имена.
«Система образования претерпевает изменения, они направлены на повышение конкурентоспособности, – рассказывает ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева. – Наш вуз остается самостоятельным в своих действиях и, как мы все видим, чувствуем, продолжает вносить свой вклад в развитие творчества молодежи и развитие культуры республики, в целом. Мы готовим специалистов, чье призвание – рождение новых идей и их воплощение. В этом ценность вуза. В век цифровых технологий, когда компьютеры выдают готовые решения, глобальная сеть диктует нам образ мыслей, способность думать творчески становится ценнее вдвойне. Будущее – за теми, кто умеет творить».
– Для нас, как для любого учебного заведения, показатель хорошей работы –востребованность наших выпускников. Их достижения – оценка нашего труда. Как вы видите, новые веяния в сфере искусства и культуры Якутии создают выпускники нашего института. В Саха театре, Русском драматическом театре, Театре оперы и балета, Национальном театре танца – во всех ведущих театрах республики работают наши выпускники. В муниципальных образованиях, регионах России развитие социокультурной среды также тесно связано с работой выпускников АГИКИ. Многие из них уже стали успешными руководителями управлений культуры, образования, директорами школ. Отрадно, что успешны шаги наших ребят в киноискусстве. Алексей Амбросьев, Айсен Лугинов, Галина Тихонова, Вячеслав Лавернов – имена, широко прозвучавшие с экранов кино в этом сезоне. Гордимся звездами оперы Анастасией Мухиной, Александром Емельяновым, Зинаидой Колодезниковой – выпускниками кафедры вокального искусства. Сарыал Афанасьев, Анастасия Тайшина, солисты якутского балета, также принадлежат к плеяде выпускников Арктического института культуры и искусств. Ряды библиотекарей по всей республике пополняются выпускниками кафедры библиотечно-информационной деятельности. Сегодня у всех на слуху имя талантливой художницы Кыыдааны Игнатьевой, выпускницы кафедры дизайна. В общем, выходцы Арктического института культуры и искусств – молодое поколение творческой элиты, которое ведет наше общество вперед и которым мы с вами можем гордиться.
– За творческим процессом, проистекающим в Арктическом институте, мы, интересующиеся культурной жизнью Якутии, внимательно следим, становимся свидетелями новых проектов. И надо сказать, этот учебный год был весьма ярким для АГИКИ.
– Так и есть. Творческая среда это такая особенная атмосфера. Словно волна, неожиданно выталкивающая на поверхность моря то, что было глубоко внутри, эта среда рождает новые идеи, новых героев. И все процессы, казалось бы, каждодневные, будничные, оборачиваются иногда совершенно неожиданным образом. Вот как случилось с проектом «Оскар для Леонардо Ди Каприо». Авторы идеи и главные реализаторы ее – преподаватели нашего вуза, работающие с самого его основания, всегда были девушками креативными, оригинально мыслящими. Насколько я знаю, идея народной награды для голливудской актера появилась давным-давно, а созрела и воплотилась, когда звезды свели под одной крышей тех, кто на одной волне. Как никогда продуктивным был учебный год для педагогов художественных направлений. Марианна Лукина, Туйаара Шапошникова, Михаил Старостин, Ольга Рахлеева, Анна Петрова и наш аксакал Мария Рахлеева порадовали якутян и не только персональными выставками. Это огромный интеллектуальный труд. Высокую оценку получила работа кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики. По результатам защиты выпускных квалификационных работ комиссия, в которую вошли ведущие проектировщики республики и главный архитектор города, предложила создать проектировочное бюро с тем, чтобы студенты разрабатывали по заказу проекты для реализации. Сейчас наши студенты работают в Таттинском, Вилюйском улусах, от муниципальных образований поступил заказ в рамках Года благоустройства. Студенты кафедры вокального искусства успешно дебютировали в сольных партиях в постановках Театра оперы и балета. Ярким примером объединения творческих усилий стал спектакль Андрея Борисова «Птица по имени АГИКИ». Для нас это особенный и глобальный проект. Во-первых, потому что впервые за историю института одна постановка охватила студентов абсолютно всех кафедр. Актеры, хореографы, фольклористы, вокалисты были на сцене, художники и дизайнеры работали над сценографией и костюмами. Информатики создавали видеоинсталляции и звуковые эффекты. Библиотекари помогали в создании текстового материала и так далее. Процесс зажег всех, можно сказать, второе полугодие мы все жили одним проектом. Чувство сопричастности к чему-то большому здорово заряжает. Во-вторых, это содержание проекта. В основе постановки – повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Также мы знаем, что символ нашего института это мифическая птица Агугук из дипломного спектакля Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой…». Оба этих образа связаны с темой поиска своего пути, своего предназначения. То есть, этот проект как напоминание нам самим и для всего общества об особенной роли Арктического института, призванного, словно птица Агугук, указать путь.
– Событий, действительно, много. А достаточно ли только той среды для студентов и педагогов, которая есть в институте? Поддерживает ли институт какие то внешние связи?
– Да, контакты, общение, безусловно, необходимы. Во-первых, надо отметить, что студенты вплотную работают с лучшими из лучших. Наши дети растут, общаясь со своими педагогами, признанными мастерами искусства, это, к примеру, заслуженная артистка РФ, заведующая кафедрой музыкального искусства Айталина Адамова, заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой театрального искусства Ефим Степанов, крупные ученые республики: заведующая кафедрой народной художественной культуры, Ангелина Лукина, заведующий кафедрой искусствоведения Юрий Шейкин, Ульяна Винокурова, Зинаида Иванова-Унарова, Саргылана Максимова. К учебному процессу привлекаются ведущие ученые из других вузов страны и мира. Это – Дмитрий Замятин, Ольга Шлыкова, Оксана Добжанская, Татьяна Смирнягина, Ирина Комарова, чьи имена широко известны в научной сфере. Работают студенты и с зарубежными педагогами. Так, бесценен опыт работы с Элуа Ферия, доктором искусствоведения, доцентом факультета изобразительного искусства Университета Париж 8, искусствоведом Франсуаз Винсент, которые не первый год участвуют в биеннале актуального искусства в столице республики. Во-вторых, студенты с педагогами выезжают в другие города. В этом году состоялась стажировка студентов кафедры социально-культурной деятельности в театре «Сатирикон» им.А.Райкина. Студенты учатся по обменной программе в Корее, Финляндии, Норвегии. Этим летом копийную практику по живописи по плану проходят в Эрмитаже и литографскую практику – в мастерской и галерее печатной графики. И у нас часто бывают гости, которые всегда делятся своими знаниями и опытом, творческие мастер-классы – это лучший подарок и для студентов, и для педагогов.
– Высшее образование – это всегда наука, исследовательская работа. Нужна и она творческому вузу?
– Конечно, нужна. Наука – основа основ. За годы работы институт стал центром не только культурно-образовательным, но и научно-исследовательским. На базе института ведутся совместные с учеными-арктиковедами экспедиции, исследования, реализуются творческие проекты. Сегодня вплотную научной работой занимаются Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, Международный Арктический центр культуры и искусств, Научно-исследовательский центр Циркумполярной цивилизации, действующие при АГИКИ. Наши педагоги активно публикуются в научных изданиях. За последний год индекс цитирования с 1597 вырос до 4000. Это говорит о востребованности научно-исследовательских работ педагогов. Научные интересы ученых-педагогов, безусловно, связаны с культурой и искусством Арктики. В исследования привлекаются ведущие ученые-артиковеды, благодаря чему появляются сетевые проекты, поддерживаемые Министерством образования России. Журнал Международного Арктического центра культуры и искусств, созданного на базе института, заинтересовал научное сообщество страны и мира. Сейчас готовится второй номер.
– Вы недавно принимали участие в масштабном мероприятии – Петербургском экономическом форуме, собравшем экспертов из разных стран. Каков был основной посыл вашего участия?
– Моей задачей было ознакомить экспертов с образовательным ландшафтом Арктики и, в частности, как можно подробнее с работой института. Мы готовим творческую элиту для всего Севера России. У нас обучаются дети по заказу не только администраций улусов республики, но и других регионов страны. Эксперты, конечно, согласны с тем, что наш вуз уникален и стратегически важен для развития креативной экономики Арктики и страны в целом. Вместе с этим подняли проблему роста АГИКИ в условиях жесткой конкуренции и нормативно-подушевого финансирования в системе образования РФ. Специфика обучения такова, что по многим направлениям подготовки в учебной аудитории не могут сидеть 100 человек сразу. Особенность музыкального, художественного, театрального образования – в сугубо индивидуальном подходе, личностноориентированном общении. В выступлении я постаралась донести эту мысль, в связи с чем в рекомендации форума в адрес Правительства РФ включены вопросы стратегического программного развития АГИКИ как единственного базового вуза культуры и искусств на Севере и Арктической зоне РФ.
– Чего ждать в новом учебном году?
– Буквально на днях состоится Международный симпозиум «Сохранение культурного разнообразия: шедевры ЮНЕСКО на земле Олонхо», мы проводим его совместно с Министерством культуры и духовного развития РС(Я). А новый сезон, можно сказать, начинается уже в августе месяце. Готовим Молодежный арктический форум при поддержке Министерства образования РФ. В рамках форума состоится выставка «Культура и искусство Арктики». В декабре запланировано Арктическое биеннале современного искусства, этот проект получил поддержку главы городского округа. Также готовим очень необычный проект при поддержке Министерства образования РФ, это – Кочующий фестиваль Арктики. Пользуясь случаем приглашаю всех к активному участию в наших мероприятиях. Также поздравляю со знаменательным событием, ставшим локомотивом культурного взаимодействия и интеграции народов – Международными играми «Дети Азии». Здоровья все, успехов!
«Система образования претерпевает изменения, они направлены на повышение конкурентоспособности, – рассказывает ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева. – Наш вуз остается самостоятельным в своих действиях и, как мы все видим, чувствуем, продолжает вносить свой вклад в развитие творчества молодежи и развитие культуры республики, в целом. Мы готовим специалистов, чье призвание – рождение новых идей и их воплощение. В этом ценность вуза. В век цифровых технологий, когда компьютеры выдают готовые решения, глобальная сеть диктует нам образ мыслей, способность думать творчески становится ценнее вдвойне. Будущее – за теми, кто умеет творить».
– Для нас, как для любого учебного заведения, показатель хорошей работы –востребованность наших выпускников. Их достижения – оценка нашего труда. Как вы видите, новые веяния в сфере искусства и культуры Якутии создают выпускники нашего института. В Саха театре, Русском драматическом театре, Театре оперы и балета, Национальном театре танца – во всех ведущих театрах республики работают наши выпускники. В муниципальных образованиях, регионах России развитие социокультурной среды также тесно связано с работой выпускников АГИКИ. Многие из них уже стали успешными руководителями управлений культуры, образования, директорами школ. Отрадно, что успешны шаги наших ребят в киноискусстве. Алексей Амбросьев, Айсен Лугинов, Галина Тихонова, Вячеслав Лавернов – имена, широко прозвучавшие с экранов кино в этом сезоне. Гордимся звездами оперы Анастасией Мухиной, Александром Емельяновым, Зинаидой Колодезниковой – выпускниками кафедры вокального искусства. Сарыал Афанасьев, Анастасия Тайшина, солисты якутского балета, также принадлежат к плеяде выпускников Арктического института культуры и искусств. Ряды библиотекарей по всей республике пополняются выпускниками кафедры библиотечно-информационной деятельности. Сегодня у всех на слуху имя талантливой художницы Кыыдааны Игнатьевой, выпускницы кафедры дизайна. В общем, выходцы Арктического института культуры и искусств – молодое поколение творческой элиты, которое ведет наше общество вперед и которым мы с вами можем гордиться.
– За творческим процессом, проистекающим в Арктическом институте, мы, интересующиеся культурной жизнью Якутии, внимательно следим, становимся свидетелями новых проектов. И надо сказать, этот учебный год был весьма ярким для АГИКИ.
– Так и есть. Творческая среда это такая особенная атмосфера. Словно волна, неожиданно выталкивающая на поверхность моря то, что было глубоко внутри, эта среда рождает новые идеи, новых героев. И все процессы, казалось бы, каждодневные, будничные, оборачиваются иногда совершенно неожиданным образом. Вот как случилось с проектом «Оскар для Леонардо Ди Каприо». Авторы идеи и главные реализаторы ее – преподаватели нашего вуза, работающие с самого его основания, всегда были девушками креативными, оригинально мыслящими. Насколько я знаю, идея народной награды для голливудской актера появилась давным-давно, а созрела и воплотилась, когда звезды свели под одной крышей тех, кто на одной волне. Как никогда продуктивным был учебный год для педагогов художественных направлений. Марианна Лукина, Туйаара Шапошникова, Михаил Старостин, Ольга Рахлеева, Анна Петрова и наш аксакал Мария Рахлеева порадовали якутян и не только персональными выставками. Это огромный интеллектуальный труд. Высокую оценку получила работа кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства народов Арктики. По результатам защиты выпускных квалификационных работ комиссия, в которую вошли ведущие проектировщики республики и главный архитектор города, предложила создать проектировочное бюро с тем, чтобы студенты разрабатывали по заказу проекты для реализации. Сейчас наши студенты работают в Таттинском, Вилюйском улусах, от муниципальных образований поступил заказ в рамках Года благоустройства. Студенты кафедры вокального искусства успешно дебютировали в сольных партиях в постановках Театра оперы и балета. Ярким примером объединения творческих усилий стал спектакль Андрея Борисова «Птица по имени АГИКИ». Для нас это особенный и глобальный проект. Во-первых, потому что впервые за историю института одна постановка охватила студентов абсолютно всех кафедр. Актеры, хореографы, фольклористы, вокалисты были на сцене, художники и дизайнеры работали над сценографией и костюмами. Информатики создавали видеоинсталляции и звуковые эффекты. Библиотекари помогали в создании текстового материала и так далее. Процесс зажег всех, можно сказать, второе полугодие мы все жили одним проектом. Чувство сопричастности к чему-то большому здорово заряжает. Во-вторых, это содержание проекта. В основе постановки – повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Также мы знаем, что символ нашего института это мифическая птица Агугук из дипломного спектакля Андрея Борисова «Желанный голубой берег мой…». Оба этих образа связаны с темой поиска своего пути, своего предназначения. То есть, этот проект как напоминание нам самим и для всего общества об особенной роли Арктического института, призванного, словно птица Агугук, указать путь.
– Событий, действительно, много. А достаточно ли только той среды для студентов и педагогов, которая есть в институте? Поддерживает ли институт какие то внешние связи?
– Да, контакты, общение, безусловно, необходимы. Во-первых, надо отметить, что студенты вплотную работают с лучшими из лучших. Наши дети растут, общаясь со своими педагогами, признанными мастерами искусства, это, к примеру, заслуженная артистка РФ, заведующая кафедрой музыкального искусства Айталина Адамова, заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой театрального искусства Ефим Степанов, крупные ученые республики: заведующая кафедрой народной художественной культуры, Ангелина Лукина, заведующий кафедрой искусствоведения Юрий Шейкин, Ульяна Винокурова, Зинаида Иванова-Унарова, Саргылана Максимова. К учебному процессу привлекаются ведущие ученые из других вузов страны и мира. Это – Дмитрий Замятин, Ольга Шлыкова, Оксана Добжанская, Татьяна Смирнягина, Ирина Комарова, чьи имена широко известны в научной сфере. Работают студенты и с зарубежными педагогами. Так, бесценен опыт работы с Элуа Ферия, доктором искусствоведения, доцентом факультета изобразительного искусства Университета Париж 8, искусствоведом Франсуаз Винсент, которые не первый год участвуют в биеннале актуального искусства в столице республики. Во-вторых, студенты с педагогами выезжают в другие города. В этом году состоялась стажировка студентов кафедры социально-культурной деятельности в театре «Сатирикон» им.А.Райкина. Студенты учатся по обменной программе в Корее, Финляндии, Норвегии. Этим летом копийную практику по живописи по плану проходят в Эрмитаже и литографскую практику – в мастерской и галерее печатной графики. И у нас часто бывают гости, которые всегда делятся своими знаниями и опытом, творческие мастер-классы – это лучший подарок и для студентов, и для педагогов.
– Высшее образование – это всегда наука, исследовательская работа. Нужна и она творческому вузу?
– Конечно, нужна. Наука – основа основ. За годы работы институт стал центром не только культурно-образовательным, но и научно-исследовательским. На базе института ведутся совместные с учеными-арктиковедами экспедиции, исследования, реализуются творческие проекты. Сегодня вплотную научной работой занимаются Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики, Международный Арктический центр культуры и искусств, Научно-исследовательский центр Циркумполярной цивилизации, действующие при АГИКИ. Наши педагоги активно публикуются в научных изданиях. За последний год индекс цитирования с 1597 вырос до 4000. Это говорит о востребованности научно-исследовательских работ педагогов. Научные интересы ученых-педагогов, безусловно, связаны с культурой и искусством Арктики. В исследования привлекаются ведущие ученые-артиковеды, благодаря чему появляются сетевые проекты, поддерживаемые Министерством образования России. Журнал Международного Арктического центра культуры и искусств, созданного на базе института, заинтересовал научное сообщество страны и мира. Сейчас готовится второй номер.
– Вы недавно принимали участие в масштабном мероприятии – Петербургском экономическом форуме, собравшем экспертов из разных стран. Каков был основной посыл вашего участия?
– Моей задачей было ознакомить экспертов с образовательным ландшафтом Арктики и, в частности, как можно подробнее с работой института. Мы готовим творческую элиту для всего Севера России. У нас обучаются дети по заказу не только администраций улусов республики, но и других регионов страны. Эксперты, конечно, согласны с тем, что наш вуз уникален и стратегически важен для развития креативной экономики Арктики и страны в целом. Вместе с этим подняли проблему роста АГИКИ в условиях жесткой конкуренции и нормативно-подушевого финансирования в системе образования РФ. Специфика обучения такова, что по многим направлениям подготовки в учебной аудитории не могут сидеть 100 человек сразу. Особенность музыкального, художественного, театрального образования – в сугубо индивидуальном подходе, личностноориентированном общении. В выступлении я постаралась донести эту мысль, в связи с чем в рекомендации форума в адрес Правительства РФ включены вопросы стратегического программного развития АГИКИ как единственного базового вуза культуры и искусств на Севере и Арктической зоне РФ.
– Чего ждать в новом учебном году?
– Буквально на днях состоится Международный симпозиум «Сохранение культурного разнообразия: шедевры ЮНЕСКО на земле Олонхо», мы проводим его совместно с Министерством культуры и духовного развития РС(Я). А новый сезон, можно сказать, начинается уже в августе месяце. Готовим Молодежный арктический форум при поддержке Министерства образования РФ. В рамках форума состоится выставка «Культура и искусство Арктики». В декабре запланировано Арктическое биеннале современного искусства, этот проект получил поддержку главы городского округа. Также готовим очень необычный проект при поддержке Министерства образования РФ, это – Кочующий фестиваль Арктики. Пользуясь случаем приглашаю всех к активному участию в наших мероприятиях. Также поздравляю со знаменательным событием, ставшим локомотивом культурного взаимодействия и интеграции народов – Международными играми «Дети Азии». Здоровья все, успехов!
Беседовала Татьяна Павлова