Выставка «Орто сайылык» художника Туйаары Шапошниковой

Туйаара Ефимовна Шапошникова - график, иллюстратор, живописец, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) (2011), лауреат независимой общественной премии им. В.Р. Васильева для молодых художников Якутии (2000), лауреат республиканского конкурса молодых художников «Лучшее произведение года» (1999, 2000, 2002). Член Союза художников России с 1996 года.
 
Родилась 25 мая 1967 года в г. Якутске в семье известного художника - графика Ефима Михайловича Шапошникова. Окончила в 1986 году Якутское художественное училище, в 1993 – Красноярский государственный художественный институт, факультет станковой графики (мастерская В.Н. Петрова-Камчатского). В 1993-1996 гг. работала в творческой мастерской графики Российской Академии художеств в Красноярске (руководитель – профессор, действительный член-корреспондент РАХ Н.Л. Воронков).
 
Участник республиканских выставок с 1992 года. Экспонент зональных, всероссийских, зарубежных выставок. Персональная выставка «По течению» состоялась в 1999 году в галерее «Yргэл» г. Якутска, в 2001 году в Якутске. В Национальном художественном музее РС (Я) прошли выставки Ефима Михайловича, Екатерины и Туйаары Шапошниковых «Утум уран» («Династия талантливых») (1996), «Семейный альбом» (2006), песональная выставка «Облики. Даадар» (2015).
 
Произведения Т.Е. Шапошниковой хранятся в Национальном художественном музее РС (Я), художественных музеях республики и России, частных коллекциях Якутии, России и за рубежом (Франция, Германия, Бельгия, Финляндия). Является автором художественного оформления Сахатеатра (1999), Сахацирка (2004).
 
Творческую деятельность Туйаара Ефимовна совмещает с педагогической. В настоящее время работает в Арктическом Государственном институте культуры и искусств заведующей кафедрой живописи и графики.
 
«Орто сайылык» – так назвала свою персональную юбилейную выставку Туйаара Шапошникова, посвятив её маме – Ольге Васильевне Шапошниковой. Главной объединяющей темой экспозиции стала родина предков. Ведь для человека нет ничего ближе и дороже родного края - места, которое взрастило тебя и выпустило в дальнюю дорогу к вершинам жизненного пути, где всегда с тобой будут сияющие мамины глаза, мудрые наставления отца. Результат творческих поисков и размышлений художницы об увиденных образах и сюжетах представлен в произведениях, над которыми она трудилась в разные годы своей жизни.
 
Туйаара Шапошникова – художник с ярким мифологическим началом, наиболее последовательно разрабатывает абстрактную традицию в искусстве Якутии. В поисках пластического эквивалента художественным и эстетическим ценностям своей культуры она стремится к синтезу национальных традиций и современной стилистики. Создавая новую модель мира, художник обращается к древним мифам, фольклорным традициям, арсеналу народного творчества, стилизаторским приемам. Отсюда тенденция поиска метафоричности, богатства внутреннего подтекста, сложности поэтических ассоциаций. Туйаара, воплощая собственное образно-пластическое видение мира, помимо оригинальной графики (акварель, пастель, смешанная техника), работает в разных техниках эстампа: литографии, офорте, ксилографии. Лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и разнообразие контуров, плоскостность построения основные черты, характеризуют её творчество. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. Композиции сюжетных картин, пейзажей, натюрмортов слагаются из хроматически насыщенных или, наоборот, монохромных по колориту геометрических фигур, орнаментальных мотивов.
 
Интерес к национальным ценностям, традициям и обычаям, актуализация архетипов в художественном творчестве, обретающим роль символа, аллегории, иносказания позволило Т. Шапошниковой говорить о вечных темах бытия, о путях человека к духовному совершенству. Космологические образы мирового древа, небесного коня, оленя и жилища; сквозные образы шамана, сказителя (олонхосута), всадника, женщины претворены в своеобразный метафорический мир, где детские воспоминания органично слились с волшебной мифологией и эпичностью древних сказаний, юмором и лирикой. Автор тяготеет к зрелищным композициям, ритуальным действиям с глубинным подтекстом, сочетая рельефность композиции с деформированным рисунком, усиливающим драматургическую канву сюжета («Сказка про Урумэччи-Куо» (1993); «Очаг», «Олень», «Кочевник» (1994); серия цветных литографий «Кин-Киль» (1994); «Дом Омогоя», «Путь Элляя», «Мудрость в заплечных мешках», (1995-2000) и др.).
 
В натюрмортах вещи выбраны с художнической точностью и претворены в емкий образ, характеризующий не предметы, а мировоззрение автора («Ночные разговоры», 2007). Воспоминаниями о родных местах, запахах, звуках, которые остались в сердце, проникнуты деревенские пейзажи, открывая нам внутреннее состояние души автора («Хамагатта», 2008, «Булгун – 1», 2011, «Крест - Кытыл», 2013, «Еланка», 2015). Для Шапошниковой важна струк­турная закономерность мироздания, соединение «малого мира» домашнего очага с космическими просторами вселенной.
 
Туйаара Ефимовна на пути совершенствования и творческого подъема, продолжает поиски своей темы в современном изобразительном искусстве, собственного метода и стиля художественного воплощения.
Автор: Юлия Луценко,
.кандидат искусствоведения,
член Союза художников РФ

Источник: sakhamuseum.ru