Наука о культуре и императивы глобальной цивилизации. Процессы регионализации культуры:pro et contra

12-13 октября в Санкт-Петербурге состоялся международный симпозиум на тему: «Наука о культуре и императивы глобальной цивилизации. Процессы регионализации культуры: pro et contra», организованный факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, Научно-образовательным культурологическим обществом и Домом ученых им. М.Горького РАН.
 
Как видно, название содержит латинское изречение  «pro et contra», что означает «за» и «против», то есть возможность аргументирования за и против изучаемой проблемы. Такой диалектический подход показал возможности своего  интеллектуального вызова. Состоялся увлекательный научный диалог ведущих ученых – философов, культурологов, социологов, филологов, историков, педагогов, искусствоведов, географов. Организатором симпозиума выступила доктор философских наук, руководитель секции философии культуры и культурологии в Доме ученых им. М.Горького РАН Аудра-Кристина Иосифовна Забулионите, известная исследованием фундаментальных проблем типологии культур и разработками методологических алгоритмов культурологического познания. Личность организатора придала разгон «думам высоких стремлений».
 
Заявленные цель и задачи симпозиума содержали широкий круг проблем, что называется, с переднего фронта культурологии.
 
Цель симпозиума связывалась с обсуждением  следующих задач:
  • выявление инновационных процессов в современных культурах;
  • обозначение перспективы конвергенции культурологии и естествознания в процессе цивилизационного развития;
  • расширение и укрепление международных научных контактов, закладка основания для постоянно действующего симпозиума по актуальным проблемам культуры в ситуации глобальной цивилизации в Петербургском университете;
  • ознакомление международного научного сообщества с проектом российской культурологии, с тем, как он представлен в основных научных центрах, и во многообразии школ и направлений культурологии в регионах Российской Федерации.
 
Исходя из этих научных, организационных и просветительских задач были представлены на пленарных докладах и выступлениях действительно проблемные вопросы метафизики культуры и культурологии в контексте философских парадигм,  дискуссии по сравнению методологией российской культурологии и Cultural studies в странах мира, возможности  междисциплинарных исследований по культурологии и естествознанию. Ученые разных стран поделились своими размышлениями о ситуации культур в глобальном цивилизационном пространстве на примере своих полевых исследований и теоретических размышлений в широком международном формате. Особое внимание уделялось цивилизационным и  экогенным процессам в контексте  мультикультурализма и регионализации культур. Участие исследователей из регионов России позволило представить обзор культурного разнообразия в научном и образовательном российском пространстве.
 
На пленарной части были представлены доклады: ««Осевое время» как эпоха формирования фундаментальных культурных традиций» д.ф.н. Б.И.Липского, «Российская культурология как феномен культуры: истоки и перспективы» д.ф.н. И.В.Кондакова, «Культура человека криолитозоны» д.с.н.У.А.Винокуровой, «Феномен регионализации культуры: взгляд с позиций культурной географии»  д.г.н. В.Н.Стрелецкого, «Культурные исследования: между теорией и критикой» д.ф.н. Д.В.Галкина, «Философия культуры и культурологическая мысль в Восточной Европе» д.ф.н. Д.Йонкуса и др.
 
Идеи симпозиума последовательно обсуждались на Круглых столах «Cultural studies в странах мира», «Российская культурология: центры и регионы», «Культура и культурология: феномены и наука».
 
Я бываю на разных дискуссионных площадках по вопросам, обсуждение которых может быть полезно для научного осмысления современных социокультурных процессов у коренных народов.  И дорожу такими непосредственными встречами с научными деятелями, ценю процесс рождения новой мысли во время живого общения ученых, создающих пространство  свободных дискуссий  и творческой увлеченности духовного производства новых мыслей и смыслов.
 
Этот симпозиум развернулся как процесс постижения и порождения интегрального знания – российские ученые в диалоговом режиме  рассуждали с зарубежными коллегами на общих языках – лингвистически – на английском и русском, концептуально – на междисциплинарной терминологии, разрабатываемой в международных и межрегиональных контактах.  Было время растерянности российских ученых постсоветского периода, когда обрушилась марксистско-ленинская методология, а  другой не было, и российские обществоведы пытались приспособиться к западным теориям  и использовать их для изучения российского общества.
 
Симпозиум показал, что к настоящему времени российская наука о культуре представляет собой оригинальный проект знания, который формируется на философски осмысленном и теоретически разработанном фундаменте, ориентируется на анализ и поиски решения актуальнейших проблем культуры в условиях глобальной цивилизации. В международном контексте российская культурология предстает как современный проект, обладающий серьезным эвристическим потенциалом.  Вырастает поколение учёных, воспитанное на  современном уровне наук о культуре, сохраняющее и развивающее российскую научную и культурную идентичность.
 
Человечество как целостный мир испытывает экогенные  и техногенные вызовы, что стимулирует научные исследования, методология которых все чаще обращается к Востоку, сохраняющего дух исторических традиций и преемственной целостности культур. Глобализация и регионализация идут навстречу друг другу.
 
Видный российский культуролог И.В.Кондаков обосновал ущербность сведения  многомерной культуры к сфере услуг в российской управленческой практике. В методологическом плане он развивает целостный подход как более  соответствующий, чем системный, для изучения многосложных изменяющихся культурных процессов.  В последние двенадцать лет Игорь Вадимович сосредоточил свое внимание на изучении стратегического соседа – Китая  и обнаружил значительное сходство культурных концептов в области общих интересов. Он отмечает повышение степени доверия к российским преподавателям в Китае.
 
Поиск собственной монгольской национальной идентичности, по утверждению  философа З.Батжаргал, направился “как путь к себе домой”, вызвал активизацию племенных и родовых идентичностей, деактуализируя современную идею нации. Монголы задумались над вопросом: Откуда мы родом? Куда идем? Наблюдается разрыв поколений. Опыт трансформации монгольского самосознания в постсоветский период  во многом напоминает ситуацию в Тыве, по исследованиям доктора философии Ч.К. Ламажаа, и нашу якутскую. Вероятно, есть какие-то общие закономерности, выявление которых возможно при проведении сравнительных исследований.
 
Доктор  географических наук В.Н.Стрелецкий  выделяет нисходящий регионализм как политическая доктрина, а восходящий – как культурные практики, определяющих географическое пространство в самой культуре. В этом контексте концепт «Место» становится все более актуальным. Не зря летом этого года в  Университете Умео (Швеция) был созван Конгресс социальных арктических наук по теме «Люди и Место», где приняли участие более двух тысяч исследователей  из различных стран. Геопространство культурных феноменов  вызывает растущий интерес для творчества культурных практик различных сообществ.
 
Выступление 42-летнего доктора философских наук Томского государственного университета Дмитрия Владимировича Галкина  посвящалось критическому анализу теорий культурных исследований, культурной антропологии.  Собственное проживание культуры как процесса накопления символического капитала имеет множество вариаций в экзотических культурах и из-за свойства непрозрачности культуры.  Наблюдается изменение языка культуры, исходящего из культурных особенностей социальных страт общества.
 
О развитии традиционной культуры тунгусоязычных народов Севера и ее отражении в лексике языка рассказал А.А.Петров, доктор филологических наук, профессор Российского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. Александр Александрович, уроженец Амгинского улуса Якутии, около сорока лет посвятил изучению эвенского языка, подготовке специалистов и ученых, нацеленных на сохранение и ревитализацию исчезающих языков и культур народов Севера. Его доклад стал примером социально ответственного ученого из коренного народа, для которого наука служит практике образования и воспитания национальной интеллигенции.
 
Дискуссии семинара красной нитью связывал вопрос о соотношении культурологии и Cultural studies. По мнению  доктора философии из Литвы Д.Йонкус, традиция российской культурологии связана с метафизикой культурного бытия, а Cultural studies – c фрагментами повседневности. Cultural studies в странах Восточной Европы развивает антропологическую перспективу, что приобретает новые тренды локализации, цифрового общества, сегрегации исламских культур в Европе. Ласло Марац из Нидерландов считает, что формируется не гибридная культура, так как мигранты привозят в Европы другие концепты, которых европейцы не могут принять и адаптироваться. Европа формирует язык толерантности.  Миграция заставляет переосмысливать европейские ценности и культуры. Интеграция нуждается в длительном времени. Особого внимания требует поиск путей интеграции народов, прошедших общий драматический путь.Соседние государства пишут общие учебники истории. Важно иметь полицентричный научный мир.
 
Одним из новых направлений философии культуры, сформировавшимся  на ядре собственно русской культуры и ментальности, становится  социальная экстремология, разрабатываемая доктором социологии Владимиром Николаевичем Томалинцевым, профессором социологического факультета Санкт-Петербургского университета. Его теоретические разработки могут послужить методологическим обоснованием экстремальной культуры жителей Севера, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях.  Он вводит экстремальные принципы  целостного изучения культуры, что имеет, на мой взгляд, колоссальные перспективы для изучения жизнеобеспечения народов, проживающих в условиях криолитозоны.
 
Мой доклад был посвящен постановке проблемы культуры человека криолитозоны.  Используя целостный подход к изучению культуры человека, созданной в экстремальных природно-климатических условиях криолотизоны, предложила ввести понятия «культура человека криолитозоны», «экстремальная культура» и «сдвоенный холод» для исследования экосоциального фактора культуры человека, проживающего в холодных регионах. Новой цивилизационной парадигмой, нацеленной на формирование   арктического измерения жизнедеятельности в условиях «сдвоенного холода», может стать разрабатываемая нами теория арктической циркумполярной цивилизации.
 
Краткий обзор мыслей и итогов двухдневного насыщенного симпозиума, созвучных с нашими ситуациями, оставляет желанное чувство открытого горизонта, манящего возможностями новых встреч на пограничьях цивилизаций и наук о культуре.
 
Петербургский международный симпозиум, который с этого года станет постоянно действующей площадкой, реализует сегодняшнюю потребность – сверить  компас социально ответственных научных исследований, конструирующих лучшее будущее региональных культур и локальных цивилизаций в российском цивилизационном пространстве и современном глобальном мире. 
Ульяна Винокурова,
доктор социологических наук,
член  оргкомитета симпозиума,
профессор АГИКИ