3 ноября 2017 года отмечает свой юбилей Герасимов Кирилл Афанасьевич – автор Государственного гимна Республики Саха (Якутия), заслуженный деятель искусств РС (Я), член Союза композиторов Российской Федерации и Председатель Союза композиторов Республики Саха (Якутия).
С мамой Музой Николаевной Трофимовой, 1928 г.р., учительницей начальных классов, отец познакомился в 1946 г. в Сунтарах. Позже, окончив медицинские курсы, она стала работать в районной больнице, а после рождения детей стала домохозяйкой.
В семье было шестеро детей – три брата, две сестры. Старшая сестра Светлана умерла из-за болезни в 12 лет.
После обучения в институте Кирилл Афанасьевич возвращается в Якутское музыкальное училище, а осенью был призван в армию.
Прослужив несколько месяцев в учебном танковом полку близ г. Читы «Песчанка», К. Герасимова переводят в Ансамбль песни и пляски Забайкальского округа, где прослужил 1,5 года в качестве концертмейстера оркестра.
В 1991 г. Кирилл Афанасьевич заканчивает Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по классу композиции у известного сибирского композитора, профессора Георгия Николаевича Иванова, а также обучается в классе заслуженного артиста России Михлина Михаила Григорьевича на кафедре оперно-симфонического дирижирования.
В композиторский отряд Кирилл Герасимов влился в 1991 году, сразу после окончания консерватории. Приступив к активной творческой деятельности, Кирилл Афанасьевич, постепенно приобретая определенный опыт, начинает познавать себя с разных сторон. Со временем определяется круг интересов, жанров, сфера образности и особенности самовыражения, наиболее близкие композитору. В своем творчестве К. Герасимов обращается в основном к жанру миниатюры: симфонической, фортепианной, вокальной.
Первыми сочинениями молодого композитора стали: «Тойук и дэгэрэн» для скрипки и оркестра народных инструментов, который в 1990 году был исполнен оркестром народных инструментов Новосибирского радио и телевидения (художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР В.П. Гусев); квартет для двух скрипок, альта и виолончели – впервые прозвучал в исполнении квартета студентов Новосибирской государственной консерватории в 1991 году; обработка песни В. Протодьяконова «Ньургуhуннар» («Подснежник») для баяна – исполнена автором на государственном экзамене при окончании института; а также романсы на слова Н. Герасимова «Серенада» и «Ожидание», которые впервые прозвучали в исполнении заслуженного артиста ЯАССР А.П. Алексеева.
Прекрасной школой для становления молодого композитора была дирижерская деятельность. С 1991 года он являлся дирижером симфонического оркестра НВК «Саха», а с 1994 года стал главным дирижером этого коллектива, заменив на этом посту заслуженную артистку России, народную артистку РС (Я) Г. М. Кривошапко.
В эти годы К. Герасимов ведет активную исполнительскую деятельность в качестве дирижера. Под его управлением на концертных площадках Республики и в прямом эфире радио и телевидения прозвучали произведения В. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского, Д. Шостаковича и др., некоторые из них были услышаны в Якутии впервые. Многие симфонические произведения якутских композиторов были исполнены под управлением К. Герасимова, а их записи вошли в золотой фонд НВК «Саха».
Симфоническая музыка занимает важное место в творчестве композитора. Как и каждый композитор Якутии, Кирилл Афанасьевич ищет в ней свою палитру оркестровых красок, подбирает средства музыкальной выразительности, помогающие создать свой индивидуальный почерк оркестрового письма. Но, при этом, он опирается, как на национальные фольклорные традиции, так и на современные достижения отечественных и зарубежных композиторов.
Произведения в данном жанре, на наш взгляд, очень близки к жанровому программному симфонизму Михаила Глинки, который был основан на разработке народных песенных и танцевальных тем. Его произведения программны, музыка рисует перед слушателями яркие картины народной жизни и быта, законченные в художественном плане.
По словам Кирилла Афанасьевича, «образность симфонического произведения тесно связана с программностью. Порой слушателю необычайно сложно понять музыкальное произведение, без раскрытия содержания. Тем более исполнителю, который должен точно знать, о чем играет, что выражает проведение музыкальной темы для каждого отдельного инструмента и оркестра в целом. Если коллектив (или отдельный исполнитель) играет только текст – он играет без прочувствованности скрытого содержания, он выходит и начинает «лгать» слушателю».
Использование камерных форм, тембровое мышление композитора повлияло на формирование оркестрового письма и создание ярких и оригинальных сочинений в данном жанре.
К наиболее известным сочинениям К. Герасимова, написанным для симфонического оркестра можно отнести: хореографическую поэму «Ойуун» («Шаман») 1991 г., «Сюиту» 1995 г., симфоническую фантазию «Раздумье» на тему песни Валерия Ноева, написанную в 1997 г. А также музыкальную картину «Северные мотивы» 2008 г. и «Концертино» для фортепиано с оркестром, сочиненное в 2009 г.
Концертино, переложенное для исполнения на фортепиано в 4 руки, впервые было исполнено Светланой Вдовенко и Галиной Архиповой в дни празднования Союзом композиторов РС (Я) своего 30-летия
Фантазия «Раздумье» для симфонического оркестра посвящена памяти известного мелодиста Валерия Ноева. В основу фантазии легла мелодия популярной песни «Хатынчааным барахсан» («Березонькая моя»). Концертную пьесу «Якутский обрядовый танец» 2005 г. можно отнести к жанру симфонической картины. Данное произведение написано специально для Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии». Данное произведение было исполнено ансамблем, который стал обладателем специального приза фонда Микаэла Таривердиева на I Международном музыкальном турнире «Terem Crossover Competition» (г. Санкт-Петербург, 2010 г.).
Музыкальная картина «Северные мотивы» представляет собой очень энергичную, активную музыку, пронизанную четкой пульсацией синкопированного ритма. Наиболее ярко это произведение прозвучало в исполнении японских дирижеров Ямомото и Юта Симидзу, а также симфонического оркестра Сеула (дирижер Наталья Базалева).
«Тойук и дэгэрэн» для скрипки с оркестром К. Герасимова, написанный в 1993 г., сам композитор по жанру определяет как диптих. Произведение построено на сопоставлении традиционных, сложившихся в якутском музыкальном фольклоре двух песенных стилей (дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа). «Тойук» написан для скрипки solo. И в нем мы видим мастерское использование композитором возможностей «раскрывающегося лада» (термин, введенный Грантом Арамовичем Григоряном). Начиная с двух тонов, идет постепенное завоевание пространства. Во второй части произведения композитор использует интонации и ритмы якутского стиля «дэгэрэн».
Вначале 2000-х гг. симфонические произведения К.А. Герасимова стали известны в крупных городах России и за рубежом. Так, «Фантазия на якутскую тему В. Ноева» была исполнена в г. Санкт-Петербурге, а «Тойук и Дэгэрэн» для скрипки и симфонического оркестра прозвучал в Смоленске. Ансамбль скрипачей ВШМ исполнил пьесу К. Герасимова «Якутский обрядовый танец» во Франции, Венгрии, Австрии, Монголии, Китае.
Значимым для композитора событием является исполнение в 2012 г. в концертном зале Мариинского театра хореографической поэмы «Ойуун», под управлением главного дирижера филармонии Якутии Фабио Мастранжело. 17 декабря 2014 г. в том же зале с успехом прозвучало концертное произведение композитора для симфонического оркестра – «Якутский обрядовый танец».
В Якутске симфония впервые прозвучала 04 февраля 2017 г. на юбилейном концерте струнного ансамбля «Arco ARTico».
В одночастной симфонии заложена глубокая тема отношения современности к традициям предков, к природе, окружающему миру, а также к моральным ценностям. Идея симфонии выражена в двух словах «Вопрос предков» (или как говорит сам композитор – «Спрос предков»). Содержание симфонии – это отражение некоего (относительного) диалога, в который вступают предки и их потомки.
Особенность творчества К. А. Герасимова состоит в том, что композитор не пишет крупных произведений. Его произведения, в большинстве своем, одночастны. Используя жанр миниатюры, композитор взаимодействует с национальным музыкальным искусством, ищет свое в фольклорных пластах, которые перерабатывает с позиций современной техники композиции.
Большой популярностью в Республике пользуются два сюитных цикла для фортепиано «День из детства» и «Якутская сюита», которые были написаны для юных пианистов, а также цикл детских пьес для фортепиано «На птичьем дворе».
Пьеса «Холорук» была с огромным успехом исполнена за рубежом пианистом Виктором Климиным, выпускником Якутского музыкального училища, выехавшим из Якутии в США в 1990-е гг.
Начиная с конца 1990-х гг. одним из основных направлений в творчестве композитора стала вокальная музыка. Произведения из вокальных циклов и отдельные песни композитора вошли в репертуар ведущих якутских певцов – А. Борисовой, А. Тимофеевой-Мухиной, Л. Кузьминой, Н. Чигиревой, А. Самсонова, Н. Попова, Ю. Баишева, Б. Алексеева, Г. Петрова и др. Именно в вокальной музыке ярко проявляется талант композитора-лирика, о чем мы может утверждать, опираясь на музыкальные образы и содержание данных произведений.
В сольных вокальных сочинениях К. А. Герасимова присутствуют произведения различных жанров: это песня, романс, баллада, элегия, ноктюрн, вальс, гимн, марш, а также песня-плач («Письмо» из вокального сборника «Природы волшебные звуки»). Среди произведений вокального жанра в творчестве композитора встречаются также дуэты и хоровые произведения.
В вокальной лирике К.А. Герасимов опирается на пейзажность, красочность языка, в каждое слово, в каждый музыкальный звук вкладывает весомость, особое смысловое значение. Вокальной музыке К. Герасимова присущи яркие интонационные обороты, запоминающаяся мелодическая линия, которые передают своеобразный мир чувств, мыслей и переживаний автора.
Государственный гимн Республики Саха (Якутия) написан композитором на стихи якутских поэтов Саввы Тарасова и Михаила Тимофеева, автор текста гимна на русском языке Владимир Федоров. Именно это произведение принесло композитору повсеместную известность.
АГИКИ – кафедра искусствоведения (студенты и преподаватели), 2004 год
Кирилл Афанасьевич родился в селе Сунтар Сунтарского района ЯАССР в 1957 году в большой и дружной семье.
Его отец Герасимов Афанасий Кириллович, уроженец п. Тэнкэ Сунтарского района, после 10 классов ушел на войну, служил в рядах Советской Армии с 1942 г. в Забайкалье, где после прохождения курса младших лейтенантов обучал молодых бойцов. В 1945 г. являлся участником боев в войне против Японии. Афанасий Кириллович является заслуженным работником народного хозяйства республики, Почетным гражданином Сунтарского улуса, дважды награжден грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией» и юбилейными медалями. А также является Кавалером ордена Отечественной войны II степени.
Именно отец привил маленькому Кириллу любовь к родному краю, природе. Начиная с 14 лет в августе месяце, они обычно ставили палатку и жили в тайге всей семьей, заезжая домой только за продуктами. Днем собирали ягоды, вечером охотились на уток, рыбачили.
Его отец Герасимов Афанасий Кириллович, уроженец п. Тэнкэ Сунтарского района, после 10 классов ушел на войну, служил в рядах Советской Армии с 1942 г. в Забайкалье, где после прохождения курса младших лейтенантов обучал молодых бойцов. В 1945 г. являлся участником боев в войне против Японии. Афанасий Кириллович является заслуженным работником народного хозяйства республики, Почетным гражданином Сунтарского улуса, дважды награжден грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией» и юбилейными медалями. А также является Кавалером ордена Отечественной войны II степени.
Именно отец привил маленькому Кириллу любовь к родному краю, природе. Начиная с 14 лет в августе месяце, они обычно ставили палатку и жили в тайге всей семьей, заезжая домой только за продуктами. Днем собирали ягоды, вечером охотились на уток, рыбачили.
1980 год – с. Сунтары (утки)
С мамой Музой Николаевной Трофимовой, 1928 г.р., учительницей начальных классов, отец познакомился в 1946 г. в Сунтарах. Позже, окончив медицинские курсы, она стала работать в районной больнице, а после рождения детей стала домохозяйкой.
В семье было шестеро детей – три брата, две сестры. Старшая сестра Светлана умерла из-за болезни в 12 лет.
Муза Николаевна (1980 год)
Муза Николаевна имела прекрасный голос. У нее было от природы поставленное лирическое сопрано.
Как рассказывал сам композитор, мама часто пела в сельском клубе, занималась самодеятельностью. Она была очень умелой рукодельницей, ее вышивки до сих пор хранятся в семье как реликвия. Вязала разными узорами, обшивала семью (и детей, и внуков). Полностью посвятив себя семье, Муза Николаевна планировала с самого начала, что ее сын Кирилл закончит музыкальную школу, поступит в училище, потом в консерваторию. Так и получилось…
В 1964 г. маленький Кирилл поступает в Сунтарскую среднюю школу – самую старейшую школу республики. Кирилл попал в экспериментальный класс (в республике было 2-3 таких класса), в котором 4 класса начальной школы проходили за 3 года. С 3 класса, кто успевал – шел в 5 класс, неуспевающие в 4 класс. Проучившись неполные 7 лет, 8 классов школы Кирилл закончил в 13 лет.
Свое музыкальное образование Кирилл Герасимов начал в 1967 г. в Сунтарской ДМШ в классе баяна. В 1971 году композитор получает самое яркое музыкальное впечатление, он участвует в I республиканском конкурсе юных исполнителей в г. Якутске, играя на баяне. Юный музыкант учился в 4 классе музыкальной школы, когда приехал в столицу Якутии в первый раз. Конкурс проходил в деревянном клубе, а чествовали победителей в Русском театре. По воспоминаниям будущего композитора, конкурс был хорошо организован, грамоты вручала диктор телевидения, а освещала мероприятие Республиканская пионерская газета «Бэлэм буол» («Будь готов»).
Получив на конкурсе Диплом лауреата I степени, Кирилл был принят в Якутское музыкальное училище в класс Радомира Пантелеймоновича Борисова (ныне заслуженного деятеля искусств РС (Я)).
Как рассказывал сам композитор, мама часто пела в сельском клубе, занималась самодеятельностью. Она была очень умелой рукодельницей, ее вышивки до сих пор хранятся в семье как реликвия. Вязала разными узорами, обшивала семью (и детей, и внуков). Полностью посвятив себя семье, Муза Николаевна планировала с самого начала, что ее сын Кирилл закончит музыкальную школу, поступит в училище, потом в консерваторию. Так и получилось…
В 1964 г. маленький Кирилл поступает в Сунтарскую среднюю школу – самую старейшую школу республики. Кирилл попал в экспериментальный класс (в республике было 2-3 таких класса), в котором 4 класса начальной школы проходили за 3 года. С 3 класса, кто успевал – шел в 5 класс, неуспевающие в 4 класс. Проучившись неполные 7 лет, 8 классов школы Кирилл закончил в 13 лет.
Свое музыкальное образование Кирилл Герасимов начал в 1967 г. в Сунтарской ДМШ в классе баяна. В 1971 году композитор получает самое яркое музыкальное впечатление, он участвует в I республиканском конкурсе юных исполнителей в г. Якутске, играя на баяне. Юный музыкант учился в 4 классе музыкальной школы, когда приехал в столицу Якутии в первый раз. Конкурс проходил в деревянном клубе, а чествовали победителей в Русском театре. По воспоминаниям будущего композитора, конкурс был хорошо организован, грамоты вручала диктор телевидения, а освещала мероприятие Республиканская пионерская газета «Бэлэм буол» («Будь готов»).
Получив на конкурсе Диплом лауреата I степени, Кирилл был принят в Якутское музыкальное училище в класс Радомира Пантелеймоновича Борисова (ныне заслуженного деятеля искусств РС (Я)).
1972 год
В 1972 году в Москве и Уфе прошла декада Якутии, в связи с 50-летием ЯАССР. И Герасимов Кирилл, после I курса училища, был направлен для дальнейшего обучения в Уфимское училище искусств.
В то время баян был очень популярным инструментом. Уже в училище при поступлении был очень большой конкурс. Приехав в августе 1972 года, Кирилл Герасимов, после прослушивания был принят, без вступительных экзаменов.
Закончив в 1976 г. Уфимское училище он поступает в Уфимский государственный институт искусств на факультет народных инструментов в класс преподавателя (ныне профессора) Равиля Галимовича Рахимова.
Апрель 1981 года (Уфа)
Параллельно, на старших курсах института Кирилл Афанасьевич занимается обработкой и переложением якутских мелодий для баяна и оркестра народных инструментов.
После обучения в институте Кирилл Афанасьевич возвращается в Якутское музыкальное училище, а осенью был призван в армию.
1982 год – Ансамбль песни и пляски Забайкальского округа
Прослужив несколько месяцев в учебном танковом полку близ г. Читы «Песчанка», К. Герасимова переводят в Ансамбль песни и пляски Забайкальского округа, где прослужил 1,5 года в качестве концертмейстера оркестра.
Со своей женой – Мариной Прокопьевной Кирилл Афанасьевич познакомился в Якутске в 1985 г. Закончив библиотечное отделение Культурно-просветительского училища г. Якутска, она работала секретарем Союза Писателей Якутии. Она полностью посвятила себя семье, воспитанию детей, обеспечивая надежный тыл для творческой работы своего мужа. Более 10 лет Мария Прокопьева проработала воспитателем в Высшей школе музыки, где учился старший сын Афанасий.
25 апреля 1986 г.
У четы Герасимовых трое детей: Афанасий окончил Высшую школу музыки по классу Ларисы Иннокентьевны Габышевой (скрипка). Стал лауреатом III премии I Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Ансамбль» в г. Москве. Многие годы является артистом Государственного ансамбля РС (Я) «Виртуозы Якутии». На данный момент он также работает в Государственном театре оперы и балета им. Суоруна-Омоллона.
Дочь Екатерина обладает яркими музыкальными данными, в 4 года поступила в Высшую школу музыки, где занималась в классе фортепиано (год). Затем была переведена в Детскую школу искусств г. Якутска к Сафоновой Ларисе Михайловне. Параллельно посещала танцевальный кружок. А также играла в оркестре народных инструментов Дворца детства (рук. Белолюбская Людмила Спартаковна). В школе Екатерина была отличницей, увлекалась восточными языками. Закончила СВФУ по специальности – китайский язык с обучением в Китае (2 года – 3-4 курс). Посещала Международный центр общения школьников английскому языку. Сейчас великолепно владеет английским и китайским языками. Преподает английский язык в СОШ № 1.
По словам отца, дочь обладает огромной фантазией. И когда Кирилл Афанасьевич пишет музыку, он часто дает послушать дочери, отмечая ее точную реакцию на услышанные произведения. Она также является для композитора очень хорошим критиком исполнителей его песен и романсов.
Младший сын Николай закончил Якутский городской лицей. Он относится к поколению, которое интересуется компьютером
Дочь Екатерина обладает яркими музыкальными данными, в 4 года поступила в Высшую школу музыки, где занималась в классе фортепиано (год). Затем была переведена в Детскую школу искусств г. Якутска к Сафоновой Ларисе Михайловне. Параллельно посещала танцевальный кружок. А также играла в оркестре народных инструментов Дворца детства (рук. Белолюбская Людмила Спартаковна). В школе Екатерина была отличницей, увлекалась восточными языками. Закончила СВФУ по специальности – китайский язык с обучением в Китае (2 года – 3-4 курс). Посещала Международный центр общения школьников английскому языку. Сейчас великолепно владеет английским и китайским языками. Преподает английский язык в СОШ № 1.
По словам отца, дочь обладает огромной фантазией. И когда Кирилл Афанасьевич пишет музыку, он часто дает послушать дочери, отмечая ее точную реакцию на услышанные произведения. Она также является для композитора очень хорошим критиком исполнителей его песен и романсов.
Младший сын Николай закончил Якутский городской лицей. Он относится к поколению, которое интересуется компьютером
2001 год
В 1991 г. Кирилл Афанасьевич заканчивает Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по классу композиции у известного сибирского композитора, профессора Георгия Николаевича Иванова, а также обучается в классе заслуженного артиста России Михлина Михаила Григорьевича на кафедре оперно-симфонического дирижирования.
В композиторский отряд Кирилл Герасимов влился в 1991 году, сразу после окончания консерватории. Приступив к активной творческой деятельности, Кирилл Афанасьевич, постепенно приобретая определенный опыт, начинает познавать себя с разных сторон. Со временем определяется круг интересов, жанров, сфера образности и особенности самовыражения, наиболее близкие композитору. В своем творчестве К. Герасимов обращается в основном к жанру миниатюры: симфонической, фортепианной, вокальной.
Первыми сочинениями молодого композитора стали: «Тойук и дэгэрэн» для скрипки и оркестра народных инструментов, который в 1990 году был исполнен оркестром народных инструментов Новосибирского радио и телевидения (художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР В.П. Гусев); квартет для двух скрипок, альта и виолончели – впервые прозвучал в исполнении квартета студентов Новосибирской государственной консерватории в 1991 году; обработка песни В. Протодьяконова «Ньургуhуннар» («Подснежник») для баяна – исполнена автором на государственном экзамене при окончании института; а также романсы на слова Н. Герасимова «Серенада» и «Ожидание», которые впервые прозвучали в исполнении заслуженного артиста ЯАССР А.П. Алексеева.
1986 год
Александр Поликарпович Алексеев исполняет песню Валерия Ноева
«Встреча с Сардааной» Оркестр якутских национальных инструментов (студия Гостелерадио).
Запись показали по центральному телевидению
К первым сочинениям молодого композитора можно отнести также хореографическую поэму «Ойуун», которая была написана в 1991 году.
В 1992 г. композитор был принят в члены Союза композиторов России.
Прекрасной школой для становления молодого композитора была дирижерская деятельность. С 1991 года он являлся дирижером симфонического оркестра НВК «Саха», а с 1994 года стал главным дирижером этого коллектива, заменив на этом посту заслуженную артистку России, народную артистку РС (Я) Г. М. Кривошапко.
В эти годы К. Герасимов ведет активную исполнительскую деятельность в качестве дирижера. Под его управлением на концертных площадках Республики и в прямом эфире радио и телевидения прозвучали произведения В. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского, Д. Шостаковича и др., некоторые из них были услышаны в Якутии впервые. Многие симфонические произведения якутских композиторов были исполнены под управлением К. Герасимова, а их записи вошли в золотой фонд НВК «Саха».
С успехом дирижирует он и своими произведениями, не только симфоническими, но и театральной музыкой: в театре Оперы и балета в 1992 году с успехом ставится хореографическая поэма «Ойуун».
С 1998 г. К. Герасимов работает в качестве дирижера в Якутском государственном театре оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона. В его репертуаре вся балетная афиша театра: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Дон Кихот», «Баядерка» Л. Минкуса, «Золушка» С. Прокофьева, «Жизель» А. Адана, «Чурумчуку» Ж. Батуева и др. Он принимает участие в фестивалях балета «Стерх-2000» и «Стерх-2002», юбилейном фестивале классического искусства в 2001 году.
После спектакля «Лебединое озеро» (2002) – Оксана Абрамова, Ксения Посельская
К настоящему времени в творческом багаже композитора имеются симфонические, камерно-инструментальные, камерно-вокальные, вокально-хоровые и хореографические произведения, которые входят в репертуар ведущих коллективов РС (Я), известных солистов и звучат не только в Республике, но и далеко за ее пределами, как в России, так и за рубежом.
Симфоническая музыка занимает важное место в творчестве композитора. Как и каждый композитор Якутии, Кирилл Афанасьевич ищет в ней свою палитру оркестровых красок, подбирает средства музыкальной выразительности, помогающие создать свой индивидуальный почерк оркестрового письма. Но, при этом, он опирается, как на национальные фольклорные традиции, так и на современные достижения отечественных и зарубежных композиторов.
Произведения в данном жанре, на наш взгляд, очень близки к жанровому программному симфонизму Михаила Глинки, который был основан на разработке народных песенных и танцевальных тем. Его произведения программны, музыка рисует перед слушателями яркие картины народной жизни и быта, законченные в художественном плане.
По словам Кирилла Афанасьевича, «образность симфонического произведения тесно связана с программностью. Порой слушателю необычайно сложно понять музыкальное произведение, без раскрытия содержания. Тем более исполнителю, который должен точно знать, о чем играет, что выражает проведение музыкальной темы для каждого отдельного инструмента и оркестра в целом. Если коллектив (или отдельный исполнитель) играет только текст – он играет без прочувствованности скрытого содержания, он выходит и начинает «лгать» слушателю».
Использование камерных форм, тембровое мышление композитора повлияло на формирование оркестрового письма и создание ярких и оригинальных сочинений в данном жанре.
К наиболее известным сочинениям К. Герасимова, написанным для симфонического оркестра можно отнести: хореографическую поэму «Ойуун» («Шаман») 1991 г., «Сюиту» 1995 г., симфоническую фантазию «Раздумье» на тему песни Валерия Ноева, написанную в 1997 г. А также музыкальную картину «Северные мотивы» 2008 г. и «Концертино» для фортепиано с оркестром, сочиненное в 2009 г.
Концертино, переложенное для исполнения на фортепиано в 4 руки, впервые было исполнено Светланой Вдовенко и Галиной Архиповой в дни празднования Союзом композиторов РС (Я) своего 30-летия
Фантазия «Раздумье» для симфонического оркестра посвящена памяти известного мелодиста Валерия Ноева. В основу фантазии легла мелодия популярной песни «Хатынчааным барахсан» («Березонькая моя»). Концертную пьесу «Якутский обрядовый танец» 2005 г. можно отнести к жанру симфонической картины. Данное произведение написано специально для Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии». Данное произведение было исполнено ансамблем, который стал обладателем специального приза фонда Микаэла Таривердиева на I Международном музыкальном турнире «Terem Crossover Competition» (г. Санкт-Петербург, 2010 г.).
Музыкальная картина «Северные мотивы» представляет собой очень энергичную, активную музыку, пронизанную четкой пульсацией синкопированного ритма. Наиболее ярко это произведение прозвучало в исполнении японских дирижеров Ямомото и Юта Симидзу, а также симфонического оркестра Сеула (дирижер Наталья Базалева).
«Тойук и дэгэрэн» для скрипки с оркестром К. Герасимова, написанный в 1993 г., сам композитор по жанру определяет как диптих. Произведение построено на сопоставлении традиционных, сложившихся в якутском музыкальном фольклоре двух песенных стилей (дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа). «Тойук» написан для скрипки solo. И в нем мы видим мастерское использование композитором возможностей «раскрывающегося лада» (термин, введенный Грантом Арамовичем Григоряном). Начиная с двух тонов, идет постепенное завоевание пространства. Во второй части произведения композитор использует интонации и ритмы якутского стиля «дэгэрэн».
Вначале 2000-х гг. симфонические произведения К.А. Герасимова стали известны в крупных городах России и за рубежом. Так, «Фантазия на якутскую тему В. Ноева» была исполнена в г. Санкт-Петербурге, а «Тойук и Дэгэрэн» для скрипки и симфонического оркестра прозвучал в Смоленске. Ансамбль скрипачей ВШМ исполнил пьесу К. Герасимова «Якутский обрядовый танец» во Франции, Венгрии, Австрии, Монголии, Китае.
Значимым для композитора событием является исполнение в 2012 г. в концертном зале Мариинского театра хореографической поэмы «Ойуун», под управлением главного дирижера филармонии Якутии Фабио Мастранжело. 17 декабря 2014 г. в том же зале с успехом прозвучало концертное произведение композитора для симфонического оркестра – «Якутский обрядовый танец».
В концертном зале Мариинского театра
17 декабря 2016 г. в г. Новосибирске состоялась премьера Камерной симфонии для струнного оркестра, которая была написана композитором по просьбе Андрея Дедюкина, руководителя ансамбля «Arco ARTico». Произведение исполнил камерный оркестр Новосибирской филармонии, под управлением дирижера Театра Оперы и Балета Республики Саха (Якутия) Николая Пикутского.
В Якутске симфония впервые прозвучала 04 февраля 2017 г. на юбилейном концерте струнного ансамбля «Arco ARTico».
В одночастной симфонии заложена глубокая тема отношения современности к традициям предков, к природе, окружающему миру, а также к моральным ценностям. Идея симфонии выражена в двух словах «Вопрос предков» (или как говорит сам композитор – «Спрос предков»). Содержание симфонии – это отражение некоего (относительного) диалога, в который вступают предки и их потомки.
Особенность творчества К. А. Герасимова состоит в том, что композитор не пишет крупных произведений. Его произведения, в большинстве своем, одночастны. Используя жанр миниатюры, композитор взаимодействует с национальным музыкальным искусством, ищет свое в фольклорных пластах, которые перерабатывает с позиций современной техники композиции.
Большой популярностью в Республике пользуются два сюитных цикла для фортепиано «День из детства» и «Якутская сюита», которые были написаны для юных пианистов, а также цикл детских пьес для фортепиано «На птичьем дворе».
Фортепианные циклы «День из детства» и «Якутская сюита» были включены в сборник, выпущенный в 2005 г. Пьесы сборника входят в репертуар многих учебных заведений республики. Отдельные пьесы из циклов исполнялись на музыкальных конкурсах различного уровня, где были отмечены призовыми местами в различных номинациях. В 2009 г. автор получил благодарность оргкомитета международного фестиваля искусств «Звездная юность планеты» (Президент фестиваля М.А. Амбарцумян) за пьесу «Холорук» («Вихрь»), исполненную лауреатом конкурса Зоей Тарабукиной (Майинская ДМШ, РС (Я)).
Пьеса «Холорук» была с огромным успехом исполнена за рубежом пианистом Виктором Климиным, выпускником Якутского музыкального училища, выехавшим из Якутии в США в 1990-е гг.
Начиная с конца 1990-х гг. одним из основных направлений в творчестве композитора стала вокальная музыка. Произведения из вокальных циклов и отдельные песни композитора вошли в репертуар ведущих якутских певцов – А. Борисовой, А. Тимофеевой-Мухиной, Л. Кузьминой, Н. Чигиревой, А. Самсонова, Н. Попова, Ю. Баишева, Б. Алексеева, Г. Петрова и др. Именно в вокальной музыке ярко проявляется талант композитора-лирика, о чем мы может утверждать, опираясь на музыкальные образы и содержание данных произведений.
В сольных вокальных сочинениях К. А. Герасимова присутствуют произведения различных жанров: это песня, романс, баллада, элегия, ноктюрн, вальс, гимн, марш, а также песня-плач («Письмо» из вокального сборника «Природы волшебные звуки»). Среди произведений вокального жанра в творчестве композитора встречаются также дуэты и хоровые произведения.
В вокальном наследии К. Герасимова два вокальных цикла – «Куhун» («Осень»), созданный в 1998 г. и Триптих «Эйиэхэ ыйдана» («Тебе, о лунная ночь») 2005 г. Кроме циклов, композитор пишет множество не объединенных в циклические произведения романсов и песен, которые были собраны композитором в сборники вокальных сочинений «Синяя ночь» (2006), «Природы волшебные звуки» (2010), а также сборник детских песен и хоров «Жаворонок» (2012).
24 января 2011 г. прошла успешная презентация сборника «Природы волшебные звуки» в Концертном зале Якутского музыкального колледжа имени М.Н. Жиркова, в котором приняли участие народная артистка РФ и РС (Я) А. Борисова, лауреаты международных конкурсов и заслуженные артисты РС (Я) А. Мухина, А. Емельянов, Ф. Шахурдина, Г. Петров, Б. Алексеев, А. Дьяконова. Сборник песен настолько полюбился слушателям, что Якутский музыкальный колледж провел специальный одноименный конкурс, который состоялся 25 декабря 2012 г. Это был Открытый конкурс ЯМК (У) им. М. Н. Жиркова и СК РС (Я) среди исполнителей песен и романсов К. А. Герасимова «Природы волшебные звуки», посвященный юбилею композитора.
2011 год – презентация сборника «Природы волшебные звуки» (ЯМК им. М.Н. Жиркова)
Одной из задач своего творчества К. Герасимов считает создание якутского романса. В музыке якутских композиторов жанр романса, по мнению композитора, представлен не очень широко, так как «требует более глубинного раскрытия содержания текста и соответствующего сопровождения с равноправным участием в художественном раскрытии фортепианной партии».
В выборе поэтического материала к своим произведениям К. Герасимов очень требователен. Это обусловлено тем, что жанр романса предполагает очень серьезное и вдумчивое отношение к литературному тексту, и К. Герасимов большое значение уделяет выбору поэтического материала к своим произведениям. Сам композитор считает, что «… слова… должны точно соответствовать настроению, теме, в них должен развертываться особый сюжет…».
Так, например, в вокальном цикле «Осень», проявляется обращение к излюбленной композитором теме природы. Камерно-вокальные миниатюры цикла, как определяет сам автор, принадлежат к жанру романса. В цикл вошли шесть романсов, объединенных между собой поэтической темой осени, образом одиночества и красотой якутской природы.
В вокальной лирике К.А. Герасимов опирается на пейзажность, красочность языка, в каждое слово, в каждый музыкальный звук вкладывает весомость, особое смысловое значение. Вокальной музыке К. Герасимова присущи яркие интонационные обороты, запоминающаяся мелодическая линия, которые передают своеобразный мир чувств, мыслей и переживаний автора.
Значительное место в вокальном творчестве композитора занимает жанр гимна. Перу К. Герасимова принадлежат Государственный гимн Республики Саха (Якутия), Гимны Сунтарского и Усть-Майского улусов, Гимн Сунтарской СОШ № 1 им. А.П. Павлова, Гимн газеты «Кыым», написанный к 90-летнему юбилею издания, Гимн компании «Сахамедстрах», Гимн фестиваля «Поющие струны» на слова В. Берестовой, Гимн Учителю на слова Г. Фроловой В силу общественного внимания к государственной символике, работа над жанром гимна принесла автору заслуженное признание.
Государственный гимн Республики Саха (Якутия) написан композитором на стихи якутских поэтов Саввы Тарасова и Михаила Тимофеева, автор текста гимна на русском языке Владимир Федоров. Именно это произведение принесло композитору повсеместную известность.
2004 год – с композитором сидят авторы гимна
– народные поэты Якутии Савва Иванович Тарасов и Михаил Елисеевич Тимофеев,
на заднем плане Анегина Егоровна Ильина и Валерий Филиппович Шадрин
Композитор тесно сотрудничает с исполнителями и ведущими солистами Государственной филармонии им. Г.М. Кривошапко и Театра оперы и балета им. С. Омоллона, ансамблями «Arco ARTico» и «Виртуозы Якутии».
Многие произведения К. Герасимова были включены в конкурсные программы выступлений якутских музыкантов на Международных и Всероссийских конкурсах. Яркая самобытность и оригинальность музыки композитора помогла талантливым музыкантам создать неповторимые выступления и получить звания лауреатов и дипломантов престижных конкурсов.
Успешную композиторскую деятельность К. А. Герасимов сочетает с общественной и педагогической работой. С 2007 по 2011 гг. Кирилл Афанасьевич Герасимов являлся ответственным секретарем Союза композиторов РС (Я), в качестве которого стал организатором различных мероприятий: теоретических и научно-практических республиканских и всероссийских конференций, концертов якутских композиторов, посвященных юбилейным датам, республиканских фестивалей и конкурсов.
За эти годы совместно с Союзом композиторов были проведены многие важные для культурной жизни Якутии мероприятия. 26 марта 2016 г. К.А. Герасимов заслуженно становится Председателем Правления Союза композиторов Республики Саха (Якутия) и активно продолжает свою общественную и просветительскую деятельность.
Плодотворна и многолетняя педагогическая работа Кирилла Афанасьевича Герасимова. С 1981 г. после окончания Уфимского государственного института искусств композитор начинает преподавать в Якутском музыкальном училище на отделении народных инструментов.
И затем, в 1983 г., после службы в армии, Кирилл Афанасьевич возвращается в родное училище, где продолжил свою преподавателькую и творческую деятельность в качестве преподавателя по классу баяна, руководя оркестрами русских народных, якутских национальных инструментов, организовывает оркестр баянистов и аккордеонистов. Для студенческих коллективов им сделано множество инструментовок и обработок якутских и русских народных песен. Оркестры колледжа в те годы выполняли функцию театра танца, а коллективы, под управлением К. Герасимова проводили совместные концерты с солистами оперного театра.
В дальнейшем, педагогический опыт композитора пригодился в филиале Екатеринбургской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, и в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Этот вид деятельности композитора, на наш взгляд, благоприятно отразился на всей творческой деятельности композитора.
За годы преподавательской деятельности Кирилл Афанасьевич вел предметы специального и музыкально-теоретического цикла, такие как специальность, дирижирование, изучение якутского репертуара, чтение оркестровых партитур, инструментоведение, инструментовка, полифония, композиция, основы переложения и сочинения, анализ музыкальных форм, музыкальная информатика. Выпускники его работают в учебных заведениях культуры РС (Я) и за ее пределами, закончили высшие музыкальные учебные заведения России.
Так, Николай Хобусаров, руководит оркестром народных инструментов в г. Вилюйске, Иванова Анюта является дирижером Оркестра народных инструментов Театра Танца РС (Я) им. С. Зверева – Кыыл Уола. Студенты Арктического института кафедры народных инструментов и кафедры музыковедения проходили азы дирижирования и инструментовки в классе Кирилла Герасимова.
Многие произведения К. Герасимова были включены в конкурсные программы выступлений якутских музыкантов на Международных и Всероссийских конкурсах. Яркая самобытность и оригинальность музыки композитора помогла талантливым музыкантам создать неповторимые выступления и получить звания лауреатов и дипломантов престижных конкурсов.
Успешную композиторскую деятельность К. А. Герасимов сочетает с общественной и педагогической работой. С 2007 по 2011 гг. Кирилл Афанасьевич Герасимов являлся ответственным секретарем Союза композиторов РС (Я), в качестве которого стал организатором различных мероприятий: теоретических и научно-практических республиканских и всероссийских конференций, концертов якутских композиторов, посвященных юбилейным датам, республиканских фестивалей и конкурсов.
За эти годы совместно с Союзом композиторов были проведены многие важные для культурной жизни Якутии мероприятия. 26 марта 2016 г. К.А. Герасимов заслуженно становится Председателем Правления Союза композиторов Республики Саха (Якутия) и активно продолжает свою общественную и просветительскую деятельность.
Плодотворна и многолетняя педагогическая работа Кирилла Афанасьевича Герасимова. С 1981 г. после окончания Уфимского государственного института искусств композитор начинает преподавать в Якутском музыкальном училище на отделении народных инструментов.
И затем, в 1983 г., после службы в армии, Кирилл Афанасьевич возвращается в родное училище, где продолжил свою преподавателькую и творческую деятельность в качестве преподавателя по классу баяна, руководя оркестрами русских народных, якутских национальных инструментов, организовывает оркестр баянистов и аккордеонистов. Для студенческих коллективов им сделано множество инструментовок и обработок якутских и русских народных песен. Оркестры колледжа в те годы выполняли функцию театра танца, а коллективы, под управлением К. Герасимова проводили совместные концерты с солистами оперного театра.
В дальнейшем, педагогический опыт композитора пригодился в филиале Екатеринбургской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, и в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Этот вид деятельности композитора, на наш взгляд, благоприятно отразился на всей творческой деятельности композитора.
За годы преподавательской деятельности Кирилл Афанасьевич вел предметы специального и музыкально-теоретического цикла, такие как специальность, дирижирование, изучение якутского репертуара, чтение оркестровых партитур, инструментоведение, инструментовка, полифония, композиция, основы переложения и сочинения, анализ музыкальных форм, музыкальная информатика. Выпускники его работают в учебных заведениях культуры РС (Я) и за ее пределами, закончили высшие музыкальные учебные заведения России.
Так, Николай Хобусаров, руководит оркестром народных инструментов в г. Вилюйске, Иванова Анюта является дирижером Оркестра народных инструментов Театра Танца РС (Я) им. С. Зверева – Кыыл Уола. Студенты Арктического института кафедры народных инструментов и кафедры музыковедения проходили азы дирижирования и инструментовки в классе Кирилла Герасимова.
АГИКИ – кафедра искусствоведения (студенты и преподаватели), 2004 год
Начиная с 2007 года, основам полифонии обучались все выпускники отделения теории музыки Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, многие из них продолжили свое дальнейшее обучение в музыкальных ВУЗах страны. Например, Алевтина Скворцова поступила в Новосибирскую государственную консерватории им. М.И. Глинки, Мария Колесова в Санкт-Петербургский университет искусств и культуры, Алина Пономаренко в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, Заровняева Сардаана стала студенткой Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова по классу композиции, а Слепцова Анастасия поступила на кафедру музыковедения Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова.
Композитор стал одним из инициаторов открытия якутской студии отделения народных инструментов в Восточно-Сибирском институте культуры г. Улан-Удэ, в которую поступили студенты музыкального училища, проходившие оркестровую практику в оркестре народных инструментов под управлением Кирилла Герасимова. В дальнейшем они, закончив институт, составили кадровую основу, созданного в 1992 г., Оркестра народных инструментов Театра Танца РС (Я) им. С. Зверева – Кыыл Уола. И вся эта деятельность, по мнению композитора, помогла ему в собственном творческом процессе.
С участием К. Герасимова заметно активизировалось нотное издательство в Республике. Композитор издает свои авторские сборников произведений вокальной и инструментальной музыки. Кроме того, он является музыкальным редактором целого ряда сборников произведений якутских композиторов, а также оказывает большую помощь самодеятельным авторам якутской песни. Им подготовлены к изданию более 70-ти сборников песен ведущих мелодистов и поэтов Республики, а также репертуарные сборники ведущих солистов-вокалистов РС (Я).
АГИКИ – кафедра искусствоведения (студенты и преподаватели), 2004 год
Начиная с 2007 года, основам полифонии обучались все выпускники отделения теории музыки Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, многие из них продолжили свое дальнейшее обучение в музыкальных ВУЗах страны. Например, Алевтина Скворцова поступила в Новосибирскую государственную консерватории им. М.И. Глинки, Мария Колесова в Санкт-Петербургский университет искусств и культуры, Алина Пономаренко в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, Заровняева Сардаана стала студенткой Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова по классу композиции, а Слепцова Анастасия поступила на кафедру музыковедения Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова.
Среди работ последних лет необходимо отметить – восстановление партитуры балета М. Жиркова и Г. Литинского «Полевой цветок». Балет ранее был поставлен в 1947 и 1960 гг. Поскольку партитура балета была утеряна, а в наличии имелись лишь клавир и некоторые оркестровые голоса, работа К. Герасимова по восстановлению партитуры потребовала композиторского мастерства и опыта (2014 г.).
В 2016-2017 гг. Герасимов К.А в качестве музыкального редактора осуществил оцифровку нотного материала в собрании сочинений в десяти томах Марка Николаевича Жиркова, основоположника якутской професссиональной музыки, 125-летие со дня рождения которого отмечается в 2017 году.
За многолетнюю плодотворную работу Кирилл Афанасьевич Герасимов был удостоен званий – заслуженный деятель искусств РС (Я) (2004), почетный гражданин Сунтарского улуса (2007).
В 1999 году композитор стал обладателем юбилейного раритетного приза «Галстук Гранта Григоряна» за подготовку к изданию I тома собрания сочинений классика якутского музыкального искусства Гранта Григоряна. Он является одним из ведущих композиторов Республики Саха (Якутия), награжден Почетной Грамотой Государственного собрания (Ил тумэн) за осуществление эталонной записи Государственного гимна РС (Я) в г. Москве в 2004 г., Юбилейным знаком 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства (2007), Грамотой Правительства РС (Я) в 2010 г., Почетным знаком «Гражданская доблесть» (2017). Кроме того, Кирилл Афанасьевич Герасимов является стипендиатом Российского фонда культуры за 1991 г., лауреатом многих республиканских конкурсов песен.
Являясь одним из ярких представителей национальной композиторской школы, К.А. Герасимов, как и многие якутские композиторы, опирается в своем творчестве на фольклорные традиции. Это проявляется как в использовании жанров якутского фольклора, так и в обращении к национальным песенным истокам.
Дорогой Кирилл Афанасьевич! Ваш творческий и педагогический талант находится в самом расцвете. За эти годы Вами пройден большой путь становления, творческого созидания, развития как профессионала своего дела, яркой и многогранной личности. Неоценим Ваш вклад в культурную жизнь Республики.
Мы желаем Вам сибирского здоровья, долголетия, больших творческих свершений, терпения, благодарных и успешных учеников, материального и душевного благополучия.
Пусть радость творения не иссякает, а исполнители помогают открыть новые образные грани Ваших сочинений.
Композитор стал одним из инициаторов открытия якутской студии отделения народных инструментов в Восточно-Сибирском институте культуры г. Улан-Удэ, в которую поступили студенты музыкального училища, проходившие оркестровую практику в оркестре народных инструментов под управлением Кирилла Герасимова. В дальнейшем они, закончив институт, составили кадровую основу, созданного в 1992 г., Оркестра народных инструментов Театра Танца РС (Я) им. С. Зверева – Кыыл Уола. И вся эта деятельность, по мнению композитора, помогла ему в собственном творческом процессе.
С участием К. Герасимова заметно активизировалось нотное издательство в Республике. Композитор издает свои авторские сборников произведений вокальной и инструментальной музыки. Кроме того, он является музыкальным редактором целого ряда сборников произведений якутских композиторов, а также оказывает большую помощь самодеятельным авторам якутской песни. Им подготовлены к изданию более 70-ти сборников песен ведущих мелодистов и поэтов Республики, а также репертуарные сборники ведущих солистов-вокалистов РС (Я).
АГИКИ – кафедра искусствоведения (студенты и преподаватели), 2004 год
Начиная с 2007 года, основам полифонии обучались все выпускники отделения теории музыки Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, многие из них продолжили свое дальнейшее обучение в музыкальных ВУЗах страны. Например, Алевтина Скворцова поступила в Новосибирскую государственную консерватории им. М.И. Глинки, Мария Колесова в Санкт-Петербургский университет искусств и культуры, Алина Пономаренко в Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, Заровняева Сардаана стала студенткой Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова по классу композиции, а Слепцова Анастасия поступила на кафедру музыковедения Петрозаводской консерватории им. А.К. Глазунова.
Среди работ последних лет необходимо отметить – восстановление партитуры балета М. Жиркова и Г. Литинского «Полевой цветок». Балет ранее был поставлен в 1947 и 1960 гг. Поскольку партитура балета была утеряна, а в наличии имелись лишь клавир и некоторые оркестровые голоса, работа К. Герасимова по восстановлению партитуры потребовала композиторского мастерства и опыта (2014 г.).
В 2016-2017 гг. Герасимов К.А в качестве музыкального редактора осуществил оцифровку нотного материала в собрании сочинений в десяти томах Марка Николаевича Жиркова, основоположника якутской професссиональной музыки, 125-летие со дня рождения которого отмечается в 2017 году.
За многолетнюю плодотворную работу Кирилл Афанасьевич Герасимов был удостоен званий – заслуженный деятель искусств РС (Я) (2004), почетный гражданин Сунтарского улуса (2007).
В 1999 году композитор стал обладателем юбилейного раритетного приза «Галстук Гранта Григоряна» за подготовку к изданию I тома собрания сочинений классика якутского музыкального искусства Гранта Григоряна. Он является одним из ведущих композиторов Республики Саха (Якутия), награжден Почетной Грамотой Государственного собрания (Ил тумэн) за осуществление эталонной записи Государственного гимна РС (Я) в г. Москве в 2004 г., Юбилейным знаком 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства (2007), Грамотой Правительства РС (Я) в 2010 г., Почетным знаком «Гражданская доблесть» (2017). Кроме того, Кирилл Афанасьевич Герасимов является стипендиатом Российского фонда культуры за 1991 г., лауреатом многих республиканских конкурсов песен.
Являясь одним из ярких представителей национальной композиторской школы, К.А. Герасимов, как и многие якутские композиторы, опирается в своем творчестве на фольклорные традиции. Это проявляется как в использовании жанров якутского фольклора, так и в обращении к национальным песенным истокам.
Дорогой Кирилл Афанасьевич! Ваш творческий и педагогический талант находится в самом расцвете. За эти годы Вами пройден большой путь становления, творческого созидания, развития как профессионала своего дела, яркой и многогранной личности. Неоценим Ваш вклад в культурную жизнь Республики.
Мы желаем Вам сибирского здоровья, долголетия, больших творческих свершений, терпения, благодарных и успешных учеников, материального и душевного благополучия.
Пусть радость творения не иссякает, а исполнители помогают открыть новые образные грани Ваших сочинений.
Розалия ДАВЛЕТОВА
музыковед, отличник культуры РС (Я),
заместитель директора по НМР ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова
музыковед, отличник культуры РС (Я),
заместитель директора по НМР ЯМК (У) им. М.Н. Жиркова