Учат трудиться и творить. В Арктическом государственном институте культуры и искусств готовят творческую элиту для Севера
Проблема сохранения культурного наследия человечества существовала всегда, но сегодня, в эпоху глобализации, она становится особенно актуальной. Противостоять процессам унификации и интеграции, вторгающимся в национальные традиции и искусство, может, на взгляд экспертов, художественное образование. Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ) вот уже 18-й год успешно работает в Республике Саха (Якутия). Учредитель вуза – Министерство образования и науки РФ. Сегодня это базовый вуз данной отрасли всего северо-востока Российской Федерации. О промежуточных итогах работы и открывающихся перспективах вуза рассказала его ректор Саргылана Игнатьева.
-Саргылана Семеновна, институт прошел стадию становления и, можно сказать, достиг совершеннолетия. О каких результатах вы хотели бы рассказать в первую очередь?
Саргылана Игнатьева: О востребованности любого высшего учебного заведения можно судить по судьбам его выпускников. За 18 лет АГИКИ подготовил целое поколение творческой интеллигенции Республики Саха (Якутия). Наши выпускники успешно трудятся во всех театрах Якутии, выходят на подмостки в Туве и Хакасии, работают в учреждениях культуры и искусства Красноярского и Камчатского краев, Чукотского автономного округа. Заметны шаги агиковцев в киноискусстве.
Институт гордится оперными звездами Александром Емельяновым и Екатериной Корякиной, солистами балета Сарыалом Афанасьевым и Анастасией Тайшиной, режиссером Саха драматического театра Русланом Тараховским и многими другими. Наши выпускники заняты в спектаклях, номинированных в этом году на национальную театральную премию «Золотая маска». В регионах России и во всех муниципальных образованиях Якутии наши выпускники эффективно работают в качестве руководителей и специалистов управлений культуры, клубных, музейных, библиотечных учреждений.
Мы готовим специалистов по 14 образовательным программам. На базе АГИКИ реализуются творческие проекты, ведется активная научная работа. У нас действует научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации, центром совершено научное открытие под названием "Явление существования арктической циркумполярной цивилизации". По гранту Российского научного фонда три года работала лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики. Результаты работы лаборатории внесли новые идеи в геокультурные исследования.
-Какую работу с населением и прежде всего молодежью арктических районов ведет ваш вуз?
Саргылана Игнатьева: Два года с «Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия)» мы осуществляем совместный проект «Юные таланты Арктики», чтобы найти и поддержать одаренных детей, творческую молодежь северных улусов. Наши преподаватели объездили с семинарами и мастер-классами улусы Республики Саха и регионы северо-востока России. Прошли республиканские предметные олимпиады, вошедшие в Перечень олимпиад школьников Якутии, изданы методические пособия и учебники.
В декабре 2017 года в Москве состоялся круглый стол «Холод и Цивилизация». Он собрал современных мыслителей, обеспокоенных проблемами российской Арктики. Логическим продолжением мероприятия стал межвузовский социально-образовательный проект «Образование+Культура», организаторы которого три федеральных вуза -- Арктический государственный институт культуры и искусств, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Якутская государственная сельскохозяйственная академия.
Нас объединила идея формирования нового идеала молодого человека, основанная на концепции выдающегося общественного деятеля Алексея Елисеевича Кулаковского. Она была изложена в письме «Якутской интеллигенции». Автор писал о человеке высокой культуры, хозяине своей страны, умеющем трудиться и творить. В этом контексте сотрудники трех вузов посещают села в улусах, чтобы провести раннюю профориентацию местной молодежи, помочь ей в целенаправленном и эффективном трудоустройстве. Этим можно добиться качественного роста человеческого потенциала в регионах. Очень важно, что с нынешнего года работодатели будут участвовать в формировании компетенций будущих кадров. С этой целью подписаны соглашения с главами муниципальных образований, создаются стажировочные площадки института.
-В чем сегодня основные сложности системы высшего образования?
Саргылана Игнатьева: Во-первых, отраслевые вузы имеют свою специфику. Так, работа творческого вуза предполагает достаточно большой объем индивидуальных занятий. Потому выдержать соотношение «на 12 студентов 1 преподаватель» мы не можем. Во-вторых,особенность региона (плотность населения, территория, расположение и др.) влияет на развитие системы образования, в частности, на финансовый менеджмент. Так, вузы ДВФО не всегда могут достигнуть показателей в условиях нормативно-подушевого финансирования. Хотелось бы, чтобы эта специфика учитывалась при разработке концепции системы образования.
Потенциал вузов велик, вуз культуры и искусства может стать центром социокультурного развития регионов. Разработанные уникальные образовательные программы дают возможность участия в экспорте образования, в развитии цифровой образовательной среды. Но для этого необходимы соответствующие программы, в которые будут включены судьбоносные проекты укрепления материально-технической базы института. Уверена, значимость АГИКИ для социально-экономического и культурного развития Якутии и Севера России в целом будет только расти.
-Изменилась ли с годами миссия АГИКИ?
Саргылана Игнатьева: Сегодня миссия нашего института тесно связана с раскрытием ресурсного потенциала Арктики. Именно в вузах формируется новая социокультурная среда, которая распространяется на все общество. Высшие учебные заведения для региона — это точки консолидации идей, инициатив, знаний, инноваций, места сплочения высокопрофессиональной элиты образования и науки, культуры и искусства.
Перед нами стоит стратегическая цель — сформировать на базе АГИКИ инновационный научно-образовательный и социокультурный центр, обеспечивающий опережающее развитие конкурентоспособного человеческого капитала на северо-востоке Российской Федерации. Поэтому Арктический институт культуры и искусств целенаправленно развивает межрегиональное и международное взаимодействие с другими вузами, научно-исследовательскими центрами и творческими коллективами.
В учебный процесс мы внедрили цикл дисциплин под условным названием «Арктический компонент». Он включает такие предметы, как регионоведение, культура и искусство Арктики, мифология, этнография народов Севера, которые, будучи «сквозными», пронизывают все специальности и направления подготовки, что подчеркивает самобытность и особенность вуза в формировании культурного капитала арктической зоны России. Это нужно, чтобы каждый студент знал и понимал миссию института, а в будущем — строил свою жизнь и деятельность согласно идеалам и ценностям, почитаемым на Севере.
Справка
Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ) был создан по Указу Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева в 2000 году. Фундамент вуза был заложен творческим, кадровым потенциалом якутских филиалов Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Красноярского государственного художественного института и Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.
В институте девять кафедр, 109 преподавателей. Педагоги-мастера имеют почетные звания Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), степени докторов, кандидатов наук, ученые звания профессоров и доцентов. При АГИКИ работают Научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации, оркестр народных инструментов, народный ансамбль танца «Аар-Аартык», учебный театр, Музей музыкальных инструментов народов Северной Азии, учебно-производственный комплекс, издательство.
Татьяна Павлова.
Интервью опубликовано в "Российской газете" 15 марта 2018 года.