В рамках II Международного триеннале «Арктический хронотоп-2021» гости из Высшего института прикладных искусств Ренна и Высшей школы социальных наук Парижа провели лекции для участников зимней школы «Перекресток культур» франко-российского проекта «Тепло холода» для студентов якутских вузов – АГИКИ и СВФУ.
Как рассказала докторант Высшей школы социальных наук в Париже Мичико Борисова, виртуальное противостоит реальному, но в настоящее время оно начинает рассматриваться как основная часть повседневной жизни. А объекты технологического процесса начинают рассматриваться как живые. Для этого явления существует термин «техно-анимизм».
«Техно-анимизм – культура, в которой технологические объекты воспринимаются как живые. В рамках проекта февральского воркшопа мы экспериментировали с виртуальной и реальной действительностью. В техноанимистическом мире модифицируется состояние в обществе, сами люди. Цифровые сущности становятся живыми или почти живыми, имеют ту же внутреннюю часть, что и люди. Изменения претерпевают не только наше отношение, но и тела», – размышляет Мичико Борисова. Она добавляет, что современный человек существует в двух измерениях благодаря развитию интернета.
Магда Мровек отмечает: «Я побывала в Тикси. Как говорит Склерижен, я смогла подарить ему своё видение Тикси, которое он возможно не сможет посетить. Но у него возникло ощущение того, что он там побывал, хоть и не физически. Такое же ощущение у людей возникает в кинотеатре. В искусстве ничто не реально, но в то же время оно существует».
Замдиректора по учебной работе Высшего института прикладных искусства г. Ренн Склерижен Хавуи рассказал участникам проекта о поступлении на творческие специальности во Франции. Гость зимней школы заявил, что подготовка к поступлению в вуз творческой направленности во Франции начинается со старших классов в отличие от России, где родители отдают детей с раннего возраста в специализированные школы искусств.
«Во Франции есть специализированные кружки любительского характера для детей раннего возраста, а в средних классах школы дети от 12 до 14 лет в неделю один час посвящают творчеству. Этого очень мало, конечно. А в старших классах есть специализированные БАКи, которые подразделяются на прикладные, архитектурные и общие, которые больше направлены на изобразительное искусство. После окончания школы наступает момент поступления в вуз. Отбор происходит через приложение по критериям, которые не имеют ничего общего с креативным мышлением и работами поступающих. При этом для поступления в школы изящных и прикладных искусств необходимы физическое присутствие ребят и презентация работ. Особенно важно собеседование, способность защитить свою работу, а техника выступает второстепенным», – говорит Склерижен Хавуи.
Лекции прошли в рамках франко-российского проекта "Тепло холода", объединившего АГИКИ, СВФУ и вузы-партнеры из Франции. Внутри проекта действует зимняя школа. В феврале этого года был проведён международный воркшоп, основной темой которого стал поиск холода.