Молодёжный десант исполнителей эпоса «Олоҥхолоох айан: Ноо!» начал свой путь 3 апреля. Первым пунктом маршрута стал город Вилюйск, а далее команда направилась в Верхневилюйск, где приняла участие в работе Республиканской научно-методической конференции «XV Ысыах олонхо в Верхневилюйском улусе: язык олонхо («ийэ тыл»), вековые ценности, общество».
Молодые исполнители из Амгинского, Усть-Алданского, Намского районов, а также преподаватели и студенты Арктического государственного института культуры и искусств 4 апреля рассказали вилюйским работникам культуры об опыте продвижения, поддержания бытования эпоса олонхо в своих районах и учебном заведении.
«Основной темой выездного мероприятия стал вопрос расширения аудитории эпоса олонхо. Практическое занятие, проведённое во второй половине дня, было направлено на анализ портрета слушателя олонхо. Обсуждение выявило необходимость целенаправленной работы по охвату новых групп слушателей», – отметили участники десанта.
Помимо этого, в рамках запланированных мероприятий проведены съемки исполнителей олонхо Вилюйского улуса – ансамбля «Үрүмэччи» (руководитель – Григорьева М.Е.) и Каролины Харлампьевой. Собранные в ходе десанта видеоматериалы будут включены в состав сайта об Олонхо, создаваемого Национальной библиотекой РС(Я) и АГИКИ.
Не менее насыщенная работа ожидала десант в Верхневилюйском районе. Ребята стали участниками XII Республиканской научно-методической конференции «XV Ысыах олонхо в Верхневилюйском улусе: язык олонхо («ийэ тыл»), вековые ценности, общество», которая проводится в рамках подготовки к Республиканскому Ысыаху олонхо-2022. Члены десанта провели секцию в виде практического занятия «Олонхо и современные культурные практики».
«С учащимися школ, педагогами информатики были придуманы новые формы продвижения эпоса олонхо. Модераторы секции отметили заинтересованность учащихся в теме, были озвучены уже готовые проекты – сайт о празднике Ысыах, сайт об Олонхо. Педагоги Дайаана Егорова, Лена Маркова, Нюргуяна Никитина провели мастер-классы для заинтересованных по воспитанию исполнителей олонхо в современных условиях», – говорят члены десанта.
Студенты, преподаватели и выпускники вуза поделились свои опытом и идеями по разным направлениям, рассчитанных на продвижение героического эпоса:
1. Зоя Стрекаловская, кандидат культурологии, и.о. зав. кафедрой народной художественной культуры, доцент АГИКИ, “Цели и задачи проекта «Олоҥхолоох айан: НОО!», «Современные культурные практики сохранения олонхо».
2. Марфа Аммосова, студент кафедры народной художественной культуры АГИКИ, «Роль АГИКИ в воспитании молодых исполнителей эпоса олонхо».
3. Станислав Иванов, Мегино-Кангаласский район, методист Управления культуры и духовного развития Мегино-Кангаласского улуса, лучший запевала «Дархан этээччи», “
«Модель Дома олонхо на примере Мегино-Хангаласского улуса».
4. Ньургуяна Никитина, Усть-Алданский район, специалист по фольклору МБУ КЦ Тойон Муру имени В.В. Никифорова, «Проекты по сохранению олонхо на примере Усть-Алданского улуса».
5. Анастасия Алексеева, преподаватель кафедры народной художественной культуры АГИКИ, SMM, «Цифровизация нематериальной культуры народа Саха».
6. Прасковья Лебедева, г. Якутск, педагог дополнительного образования народного ансамбля «Одун» детского (подросткового) центра, «Культурные практики сохранения героического эпоса тууль у монголов».
7. Михаил Шамаев, студент кафедры народной художественной культуры АГИКИ, «Студенческий проект «Алгыстаах салама»».
8. Татьяна Павлова, специалист медиа центра Национальной библиотеки РС(Я), активист творческого объединения «Культура Якутии», «Тренды культурных практик».
Во второй день пребывания в Верхневилюйске съемочная группа Национальной библиотеки РС(Я) провела съемки в Музее с. Кэнтик, были отсняты отрывки из олонхо в исполнении Никиты Аянитова, Прасковьи Лебедевой и Валентины Семеновой. Еще один выезд состоялся в село Оросу, где группа провела профориентационную встречу и мастер-класс по исполнению олонхо. Как отмечает руководитель десанта Зоя Стрекаловская, исполнение олонхо вызвало большой интерес жителей села.