11 апреля состоялся Второй международный workshop «Аргуновские чтения–2016». Партнёрами выступили Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Университет Абердин (Департамент антропологии), Арктический государственный институт культуры и искусств, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Таттинский улус Республики Саха (Якутия).
Международный workshop приурочен к началу Второй Якутской комплексной научной экспедиции и представляет собой коммуникативную площадку для научного и творческого общения студентов, молодых исследователей и творцов культурных художественных ценностей, работающих над актуальными проблемами социологии, истории, права, антропологии и журналистики, созданием художественных текстов и образов. Он нацелен на содействие вовлечению активной молодёжи, мыслящей смело, творчески и неодинарно, в научно-образовательное сообщество, на обучение междисциплинарному подходу к социальным процессам на основе изучения трудов государственного деятеля, основателя региональных социологических исследований, историка, педагога и журналиста И.А.Аргунова.
На workshop приняли участие более ста студентов, магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей, исследователей с кафедры антропологии Университета Абердин (Великобритания), факультета Artes Liberales Варшавского университета, Департамента северных исследований Университета Саскачеван, из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Финансово-экономического института (кафедры социологии и управления персоналом, социальных отношений и экономики труда, экономики и управления производством, экспертно-консалтинговый центр инвестиционно-инновационной деятельности, межкафедральная социологическая лаборатория, учебно-научная проектная лаборатория), исторического факультета (кафедры археологии и истории Северо-Востока РФ, всемирной истории и этнологии, истории России, политологии), юридического факультета (кафедры гражданского права и процесса, теории, истории государства и права), кафедры журналистики филологического факультета, Института им. А.Е.Кулаковского, Института языков и культур народов Северо-Востока РФ, Института зарубежной филологии и регионоведения, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (кафедры организации работы с молодёжью, безопасности жизнедеятельности, физической культуры,), Арктического государственного института культуры и искусств (научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации, кафедры искусствоведения, вокального искусства, народной художественной культуры, живописи и графики, дизайна и декоративно-прикладного искусства, социально-культурной деятельности и менеджмента), Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова, Дома детского творчества «Сатабыл» Таттинского улуса, Детской школы искусств г. Якутска, Амгинской детской школы искусств им. А.А. Черемных, ООО «Индострой».
На пленарном заседании выслушаны 5 докладов. Татьяна Ивановна Аргунова-Лоу, PhD in Anthropology, доцент кафедры антропологии Университета г. Абердин, выступила с темой «Антропология у себя дома: проблемы или преимущества?» Она поставила вопрос: что же есть составляющая ученого, изучающего свой собственный народ. Почему мы, как другие народы, не занимаемся изучением других, чужих для нас культур? И есть ли преимущества в проведении исследований у себя дома? Миссия антропологии – помочь развитию взаимопонимания различных групп людей и культур. Этнограф и антрополог из коренного народа – ученый не только со специальными знаниями, но и также с внутренним знанием культуры и народа. Такого рода знания, выработанные в течение длительного времени проживания в локальности, и тонкое понимание культуры, впитанной за этот период, безусловно, предоставят для такого ученого дополнительные преимущества в осознании проблематики. Эти внутренние знания также дадут ему возможность обратить внимание на социально значимые проекты и проблемы, которые наиболее важны для данного общества.
Анатолий Афанасьевич Алексеев, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории исторического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, рассказал об успешном научным проекте «Народы Северо-Востока Российской Федерации: выбор новой адаптивной стратегии в условиях глобализации: социально-антропологический подход (взгляд якутских и британских исследователей)», выполненном совместно с Кембриджским университетом. По итогам совместной работы с выдающимся профессором П. Витебски, несколько выпускников СВФУ, соисполнителей этого проекта, стали его аспирантами.
Наталья Анатольевна Стручкова, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, руководитель НОЦ, презентовала новое научное и образовательное направление «Социальная антропология» как направление подготовки в системе высшего образования (на примере СВФУ).
Мой доклад развивал идеи Т.Аргуновой-Лоу о роли антрополога у себя дома, представила социологический анализ отношения якутян к актуальному проекту Федерального Закона №930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Валерий Борисович Надькин, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики ФЛФ СВФУ, вместе с Верой Сергеевной Гаврильевой, студенткой отделения журналистики ФЛФ СВФУ, раскрыли идеологию и репутацию журналиста в условиях информационной войны на ярких примерах СМИ, призвали включать воображение, чтобы критически осмысливать любую информацию.
Далее случился прозванный студентами «Аргуновский марафон»: работали с 10 часов до 18.45, без перерывов даже на обед – настолько было много участников и так был силён их напор, стремление изложить свои труды и обсудить их со сверстниками. Междисциплинарный характер workshop способствовал активности внимания и интереса. Искусствоведы затевали песни и демонстрировали музыкальные фразы, студенты спортивного вуза заряжали энергией «выше, дальше, быстрее». Участие представителей Арктического института культуры и искусства и Чурапчинского института физической культуры и спорта внесло особый дух в академическую атмосферу Аргуновских чтений. Искусствовед Жанна Дьячкова спела чукотские старинные песни, а Наталья Саньяхова продемонстрировала мелодии юкагиров. Журналисты блистали видеорядами о Якутии, старинными фотографиями, антропологи – собственными руками добытыми раритетами из археологических раскопок. Круг интересов простирался с древнейших времен до футуристических предположений применения цивилизационного подхода в формировании новых государств, с истории локальных сообществ до международных отношений. Сложилась очередь к трибуне желающих выступить и не доверяющих ни программе, ни модераторам.
Отмечается профессиональный рост участников Аргуновских чтений прошлого года. Так, студентка Юлия Бочкарева в прошлом году рассказывала о проекте создания специализированного журнала для любителей и защитников животных «ZOOTERRIA». В этому году она, уже в качестве магистранта отделения журналистики филологического факультета СВФУ, принесла 5 красочных номеров изданного журнала. Особенно отличилась пытливостью и целеустремленностью магистрант журналистики Марфа Яковлева, сумевшая выявить и продемонстрировать фактологические погрешности в географических данных в научно-популярных российских телепередачах. Для этого надо проанализировать невероятное количество передач, выявить ошибки, найти правильные ответы из множества источников. Очевидна кропотливая работа по воспитанию профессионального интереса профессорско-преподавательским коллективом под руководством О.Г. Сидорова. У его студентов проявляются черты присущего наставнику подвижнического служения к профессии, нацеленного на стражу духовных ценностей исторической памяти.
Порадовали и первокурсники, явно амбициозные, вынашивающие общественно полезные идеи и нацеленные на далеко идущие планы. Таковы Михаил Кондратьев из юридического факультета, Владислав Адамов из кафедры политологии СВФУ, Диана Васильева из кафедры организации работы с молодежью ЧГИФКиС.
Современное высшее профессиональное образование основывается на компетентностном подходе, предполагающем сочетание знаний, навыков и умений в своде универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций. Профессиональному самоопределению способствуют кружки и научно-образовательные центры, что явно поднимает уровень учеников Н.А. Стручковой, ведущей НОЦ по культурной антропологии. Workshop выявил студентов, уже достигших сочетания этих качеств. Особо следует отметить Айталину Парфенову, студентку исторического факультета, проявившую незаурядный исследовательский темперамент и увлеченность профессией историка-археолога.
Социальный антрополог у себя дома уже в молодости озабочен социальными проблемами локального сообщества, что было доказано в докладах многих студентов, магистров, молодых преподавателей, азартно включающихся в дискуссии. Особо следует отметить Айтала Ивановича Яковлева, кандидата исторических наук, уважающего мысляющую личность студента. Вдумчивые вопросы Н.А. Стручковой, как модератора, воспринимались как лучи, освещающие научный путь молодых. Целый калейдоскоп социологических исследований представили студенты кафедры социологии и управления персоналом ФЭИ во главе с А.В. Михайловой. С проникновенным воспоминанием и напутственной речью выступила Ирина Ивановна Подойницына, доктор социологии и соратник И.А. Аргунова. Главный инструмент workshop – диалог – был особенно уместен при обсуждении социологических текстов. Свежо прозвучали доклады студентов из Чурапчинского института, представивших социологию и историю спорта. Любовь Неустроеву назвали перспективным историком спорта.
Каждый участник Аргуновских чтений, вероятно, вынес для себя новые идеи, мысли и образцы. Workshop стал междисциплинарным экспертным сообществом, способным рекомендовать проекты для участия на конкурсах грантов различного уровня. Так, проект спасения первоосновы Герба Республики Саха (Якутия), предложенный Р. Ноговицыным и М. Кудриным, отличается практической актуальностью и заинтересовал молодых якутян.
По результатам workshop в конце мае будет издана электронная версия материалов, а затем – бумажная версия, планируется размещение в базе данных РИНЦ.
В будущем году состоятся Третьи Аргуновские чтения. Пора готовиться!
Международный workshop приурочен к началу Второй Якутской комплексной научной экспедиции и представляет собой коммуникативную площадку для научного и творческого общения студентов, молодых исследователей и творцов культурных художественных ценностей, работающих над актуальными проблемами социологии, истории, права, антропологии и журналистики, созданием художественных текстов и образов. Он нацелен на содействие вовлечению активной молодёжи, мыслящей смело, творчески и неодинарно, в научно-образовательное сообщество, на обучение междисциплинарному подходу к социальным процессам на основе изучения трудов государственного деятеля, основателя региональных социологических исследований, историка, педагога и журналиста И.А.Аргунова.
На workshop приняли участие более ста студентов, магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей, исследователей с кафедры антропологии Университета Абердин (Великобритания), факультета Artes Liberales Варшавского университета, Департамента северных исследований Университета Саскачеван, из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Финансово-экономического института (кафедры социологии и управления персоналом, социальных отношений и экономики труда, экономики и управления производством, экспертно-консалтинговый центр инвестиционно-инновационной деятельности, межкафедральная социологическая лаборатория, учебно-научная проектная лаборатория), исторического факультета (кафедры археологии и истории Северо-Востока РФ, всемирной истории и этнологии, истории России, политологии), юридического факультета (кафедры гражданского права и процесса, теории, истории государства и права), кафедры журналистики филологического факультета, Института им. А.Е.Кулаковского, Института языков и культур народов Северо-Востока РФ, Института зарубежной филологии и регионоведения, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (кафедры организации работы с молодёжью, безопасности жизнедеятельности, физической культуры,), Арктического государственного института культуры и искусств (научно-исследовательский центр циркумполярной цивилизации, кафедры искусствоведения, вокального искусства, народной художественной культуры, живописи и графики, дизайна и декоративно-прикладного искусства, социально-культурной деятельности и менеджмента), Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова, Дома детского творчества «Сатабыл» Таттинского улуса, Детской школы искусств г. Якутска, Амгинской детской школы искусств им. А.А. Черемных, ООО «Индострой».
На пленарном заседании выслушаны 5 докладов. Татьяна Ивановна Аргунова-Лоу, PhD in Anthropology, доцент кафедры антропологии Университета г. Абердин, выступила с темой «Антропология у себя дома: проблемы или преимущества?» Она поставила вопрос: что же есть составляющая ученого, изучающего свой собственный народ. Почему мы, как другие народы, не занимаемся изучением других, чужих для нас культур? И есть ли преимущества в проведении исследований у себя дома? Миссия антропологии – помочь развитию взаимопонимания различных групп людей и культур. Этнограф и антрополог из коренного народа – ученый не только со специальными знаниями, но и также с внутренним знанием культуры и народа. Такого рода знания, выработанные в течение длительного времени проживания в локальности, и тонкое понимание культуры, впитанной за этот период, безусловно, предоставят для такого ученого дополнительные преимущества в осознании проблематики. Эти внутренние знания также дадут ему возможность обратить внимание на социально значимые проекты и проблемы, которые наиболее важны для данного общества.
Анатолий Афанасьевич Алексеев, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и истории исторического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, рассказал об успешном научным проекте «Народы Северо-Востока Российской Федерации: выбор новой адаптивной стратегии в условиях глобализации: социально-антропологический подход (взгляд якутских и британских исследователей)», выполненном совместно с Кембриджским университетом. По итогам совместной работы с выдающимся профессором П. Витебски, несколько выпускников СВФУ, соисполнителей этого проекта, стали его аспирантами.
Наталья Анатольевна Стручкова, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова, руководитель НОЦ, презентовала новое научное и образовательное направление «Социальная антропология» как направление подготовки в системе высшего образования (на примере СВФУ).
Мой доклад развивал идеи Т.Аргуновой-Лоу о роли антрополога у себя дома, представила социологический анализ отношения якутян к актуальному проекту Федерального Закона №930602-6 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Валерий Борисович Надькин, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики ФЛФ СВФУ, вместе с Верой Сергеевной Гаврильевой, студенткой отделения журналистики ФЛФ СВФУ, раскрыли идеологию и репутацию журналиста в условиях информационной войны на ярких примерах СМИ, призвали включать воображение, чтобы критически осмысливать любую информацию.
Далее случился прозванный студентами «Аргуновский марафон»: работали с 10 часов до 18.45, без перерывов даже на обед – настолько было много участников и так был силён их напор, стремление изложить свои труды и обсудить их со сверстниками. Междисциплинарный характер workshop способствовал активности внимания и интереса. Искусствоведы затевали песни и демонстрировали музыкальные фразы, студенты спортивного вуза заряжали энергией «выше, дальше, быстрее». Участие представителей Арктического института культуры и искусства и Чурапчинского института физической культуры и спорта внесло особый дух в академическую атмосферу Аргуновских чтений. Искусствовед Жанна Дьячкова спела чукотские старинные песни, а Наталья Саньяхова продемонстрировала мелодии юкагиров. Журналисты блистали видеорядами о Якутии, старинными фотографиями, антропологи – собственными руками добытыми раритетами из археологических раскопок. Круг интересов простирался с древнейших времен до футуристических предположений применения цивилизационного подхода в формировании новых государств, с истории локальных сообществ до международных отношений. Сложилась очередь к трибуне желающих выступить и не доверяющих ни программе, ни модераторам.
Отмечается профессиональный рост участников Аргуновских чтений прошлого года. Так, студентка Юлия Бочкарева в прошлом году рассказывала о проекте создания специализированного журнала для любителей и защитников животных «ZOOTERRIA». В этому году она, уже в качестве магистранта отделения журналистики филологического факультета СВФУ, принесла 5 красочных номеров изданного журнала. Особенно отличилась пытливостью и целеустремленностью магистрант журналистики Марфа Яковлева, сумевшая выявить и продемонстрировать фактологические погрешности в географических данных в научно-популярных российских телепередачах. Для этого надо проанализировать невероятное количество передач, выявить ошибки, найти правильные ответы из множества источников. Очевидна кропотливая работа по воспитанию профессионального интереса профессорско-преподавательским коллективом под руководством О.Г. Сидорова. У его студентов проявляются черты присущего наставнику подвижнического служения к профессии, нацеленного на стражу духовных ценностей исторической памяти.
Порадовали и первокурсники, явно амбициозные, вынашивающие общественно полезные идеи и нацеленные на далеко идущие планы. Таковы Михаил Кондратьев из юридического факультета, Владислав Адамов из кафедры политологии СВФУ, Диана Васильева из кафедры организации работы с молодежью ЧГИФКиС.
Современное высшее профессиональное образование основывается на компетентностном подходе, предполагающем сочетание знаний, навыков и умений в своде универсальных, общекультурных и профессиональных компетенций. Профессиональному самоопределению способствуют кружки и научно-образовательные центры, что явно поднимает уровень учеников Н.А. Стручковой, ведущей НОЦ по культурной антропологии. Workshop выявил студентов, уже достигших сочетания этих качеств. Особо следует отметить Айталину Парфенову, студентку исторического факультета, проявившую незаурядный исследовательский темперамент и увлеченность профессией историка-археолога.
Социальный антрополог у себя дома уже в молодости озабочен социальными проблемами локального сообщества, что было доказано в докладах многих студентов, магистров, молодых преподавателей, азартно включающихся в дискуссии. Особо следует отметить Айтала Ивановича Яковлева, кандидата исторических наук, уважающего мысляющую личность студента. Вдумчивые вопросы Н.А. Стручковой, как модератора, воспринимались как лучи, освещающие научный путь молодых. Целый калейдоскоп социологических исследований представили студенты кафедры социологии и управления персоналом ФЭИ во главе с А.В. Михайловой. С проникновенным воспоминанием и напутственной речью выступила Ирина Ивановна Подойницына, доктор социологии и соратник И.А. Аргунова. Главный инструмент workshop – диалог – был особенно уместен при обсуждении социологических текстов. Свежо прозвучали доклады студентов из Чурапчинского института, представивших социологию и историю спорта. Любовь Неустроеву назвали перспективным историком спорта.
Каждый участник Аргуновских чтений, вероятно, вынес для себя новые идеи, мысли и образцы. Workshop стал междисциплинарным экспертным сообществом, способным рекомендовать проекты для участия на конкурсах грантов различного уровня. Так, проект спасения первоосновы Герба Республики Саха (Якутия), предложенный Р. Ноговицыным и М. Кудриным, отличается практической актуальностью и заинтересовал молодых якутян.
По результатам workshop в конце мае будет издана электронная версия материалов, а затем – бумажная версия, планируется размещение в базе данных РИНЦ.
В будущем году состоятся Третьи Аргуновские чтения. Пора готовиться!
У.А. Винокурова, доктор социологических наук,
руководитель инициативной группы