7 апреля 2017 года состоялся третий международный workshop «Аргуновские чтения-2017» в конференц-зале Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера РАН, г. Якутск. В работе приняли участие научные сотрудники, молодые исследователи, студенты, магистранты, аспиранты и творческая молодёжь. В 2017 году третий международный workshop «Аргуновские чтения-2017» приурочен к 95-летию ЯАССР и 95-летию со дня рождения Ивана Александровича Аргунова, известного ученого, журналиста, общественного и политического деятеля Якутии, основателя региональной социологии. В этом году проведение мероприятия сопровождалось видеотрансляцией в прямом эфире.
Основные цели «Аргуновские чтения-2017»: Мероприятие было проведено при поддержке СВФУ им. М.К. Аммосова, Абердинского университета (Департамента социальной антропологии), Арктического государственного института культуры и искусства, Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта и при участии Таттинского улуса Республики Саха (Якутия). Пленарное заседание открыла соратница Аргунова Ивана Александровича Аргунова Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук, ученый секретарь ИГИиПМНС СО РАН, заслуженный ветеран СО РАН. Татьяна Васильевна поделилась своими воспоминаниями о трудовых буднях с Иваном Александровичем, рассказала про комплексные экспедиции и о соратниках Аргунова И.А., молодым исследователям напомнила основные вехи в создании и становлении ИГИиПМНС СО РАН. Татьяна Васильевна Аргунова подробно остановилась на инструментарии, который применялся при полевых исследованиях. Всем присутствующим предложила по-новому прочесть труды И.А.Аргунова, в частности, фундаментальное издание «Социальное развитие якутского народа: историко-социологическое исследование образа жизни». Библиографический список трудов Аргунова Ивана Александровича есть по адресу научной библиотеки СВФУ им. М.К. Аммосова: http://opac.s-vfu.ru/request.
Подробнее о ратном пути Ивана Александровича Аргунова с иллюстрациями и фотографиями можно найти в первом сборниках Аргуновские чтения-2015 и Аргуновские чтения-2016.
В материалах много фактов, деталей, описания событий времени жизни Ивана Аргунова. Как отмечает соратница Ивана Александровича, доктор социологичесмких наук Ульяна Алексеевна Винокурова. «Жизненный, научный и творческий путь Ивана Александровича Аргунова можно разделить на три направления: первое – боевой путь защитника священных рубежей Родины; второе – защита национального достоинства и образа жизни, интеллектуального и культурного наследия первого поколения интеллигенции народа саха; третье – разработка нового научного направления – междисциплинарного историко-социологического подхода к изучению социальных процессов у коренных народов – Indigenous methodology».
В рамках мероприятия состоялась публичная лекция доктора антропологии Татьяны Ивановны Аргуновой-Лоу, Department of Anthropology, University of Aberdeen. Татьяна Ивановна рассказала о биографическом методе, используя биографию своего отца Ивана Александровича Аргунова. Татьяна Ивановна поделилась с участниками workshop сферой особенностями применения биографического метода. Метод используется для описания типичной структуры жизненного пути и особенностей коллективной биографии отдельных поколений на основе анализа социально-исторических данных, реконструирования жизненного мира отдельных индивидов на основе изучения личных документов (переписки, дневников, автобиографий, социальных биографий и др.). «Важным являются детали событий, а не просто биографическая хроника», – подчеркнула исследователь.
В англоязычной литературе биографический метод чаще всего называют biographical approach или life history. Но, кроме того, используют множество похожих обозначений, в частности: narrative, narrative inquiry, narrative biography, self-representation, oral history, narrative research, narrative analysis. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко употребляемых терминов «биографический метод» или «история жизни» использовать термин «история отдельного случая» (individual case history), подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания.
Будучи антропологом, Татьяна Ивановна часто применяет метод включенного наблюдения в своих исследованиях, в которых большое место уделяется деталям. Несмотря на то, что у этнографов и антропологов цели и задачи могут быть похожими, для антропологов life histories представляет очень важный способ получения информации для анализа, а самое главное, что такую информацию невозможно получить никаким иным способом.
Стиль выступления Татьяны Ивановны Аргуновой-Лоу был образным. В зале стояла тишина. Студенты, магистранты, молодые исследований и профессора слушали про биографический метод через историю жизни И.Аргунова, основателя социологии в Якутии, ощущая себя свидетелями того времени, той эпохи.
«Биография – это всегда описание единственной и неповторимой человеческой жизни. Биография индивида с момента его рождения — это история его отношений с другими. Так, совершенно очевидно, что как бы долго ни жил в общине исследователь, проследить жизнь каждого человека от рождения до смерти он не может», - сказала Татьяна Аргунова-Лоу.
Стало быть, недостающую информацию можно восполнить только одним образом – расспросить обо всех обстоятельствах жизни того, кто ее прожил. Но и в этом случае, антрополог не получил бы из своих записей того, что знают респонденты, рассказывая о своей биографии, а именно оценку событий, свои переживания, отношение к взрослению, старости, свои обиды и победы. Что именно значит для человека тот или иной эпизод жизни, может знать только он сам. Вот почему биографический метод попросту не может быть заменен никаким иным методом изучения малых сообществ.
Социолог и антрополог оказываются в непривычной ситуации: с одной стороны, перед ними очевидец событий, а поэтому не доверять его сведениям вроде бы нет оснований, с другой – это заинтересованный очевидец, которому иногда выгодно представить себя в наилучшем свете. Социолог может сопоставить «историю жизни» одного человека с историей общества, поскольку она зафиксирована в многочисленных печатных изданиях. Но антрополог, изучающий этнические общности, лишен такой возможности. Казалось бы, подобная эмпирическая база не может служить надежным фундаментом научного познания. Сквозь индивидуальную судьбу антрополог, социолог и этнограф пытаются разглядеть типичные либо характерные черты культуры данного общества. Через рассказ людей о собственной жизни социолог раскрывает историю социальных институтов и социальных трансформаций в обществе.
Биографический метод сегодня взят на вооружение психологами, социологами и педагогами. Н. Дензин определяет биографический метод как исследовательский инструмент для сбора документов жизни, описывающих поворотные моменты индивидуальных жизней. Д. Берто признает несомненную ценность рассказов, где респонденты являются информантами, как это делается в этнографии, когда главной целью является получение точного описания жизненной траектории собеседника в данном контексте. Вместе с тем, П. Макнейл считает, что метод жизненных историй (или метод устных биографий) относится не только к социологии. Для антрополога биографический метод имеет особое значение. Дело в том, что ему приходится сталкиваться с представителями дописьменного общества, где никакой статистики не существует, никаких материальных свидетельств, помогающих провести исчерпывающее эмпирическое исследование.
Подхватил мысли Татьяны Ивановны Сидоров Олег Гаврильевич, заведующий кафедрой журналистики СВФУ, главный редактор историко-географического, культурологического журнала «Илин», председатель Ассоциации «Писатели Якутии», академик Академии Духовности Республики Саха (Якутия) рассказывая об итогах исследования, которое было проведено совместно с МГУ.
Цель исследования, представленного в докладе Сидорова Олега Гаврильевича, направлено на изучение мнения редакторов и журналистов о текущем состоянии и перспективах развития якутских улусных (районных) газет по широкому кругу проблем. Многих волнуют вопросы в области функционально-содержательной и жанровой структуры, взаимоотношений с аудиторией и учредителем, проблем профессиональной свободы и доступности источников информации, экономического и технологического состояния редакций, обеспеченности современной техникой, включенности редакций в процессы медиаконвергенции, влияния их на деятельность журналистов, кадровой ситуации в редакциях, направлений и методов повышения квалификации журналистов, позитивных и негативных тенденций функционирования, перспективах и моделях развития местных газет. Исследование завершено и выпущено в коллективной монографии Л.С.Свитич, О.Г.Сидоров, О.В.Смирновой «Улусные (районные) газеты Республики Саха (Якутия) (Новосибирск: Наука, 2017» и ряд статей в научных изданиях.
Доктор социологических наук, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова Ирина Ивановна Подойницына посвятила свой доклад размышлению о социологии в поисках истины. Свое выступление начала с вопроса «Когда началась социология в Якутии?» «Что есть истина? Как её найти?» Далее последовательно отвечала на поставленные вопросы.
Выступление Ирины Ивановны было ярким, самобытным, было много цитат из исследований Ивана Александровича Аргунова. Ирина Ивановна - профессиональный журналист. Ее устный и письменный стиль живописно отражают факты, иллюстрации образно передают мысль автора.
Ирина Ивановна Подойницына как соратница Ивана Александровича работала в социологической лаборатории, участвовала в экспедициях и впоследствии стала кандидатом и доктором социологических наук.
Ирина Ивановна напомнила о том, что, к примеру, многие не знают, что Иван Александрович ввел понятие «миграционный сквозняк» и понятие «северное временительство» (феномен жизни, отложенной на будущее). Аргунов Иван Александрович исследовал вопросы удовлетворенности жизнью, работой, условиями труда, быта и т.д., для чего им и его лабораторией было разработано много опросников и анкет. Иван Александрович совместно с исследователями, в том числе и с Ириной Ивановной изучали вопросы существования на Севере. Жизнь на Севере похожа на черновик, проявляя несовпадение желаний и реальности, образа мира и образа жизни. Данная идея была разработана В. П. Серкиным и связана с анализом «северного невроза», «временщичества», «отложенной жизни», «северного сценария», «северного мифа». Иван Александрович сделал социологический анализ понятия временщичества и синдрома «отложенной жизни» у северян – людей, годами живущих идеей переезда и считающих, что настоящая жизнь начнется у них когда-то потом. Иван Александрович в своих экспедициях изучал это понятие и этот феномен. Ирина Ивановна Подойницына участвовала в исследованиях, рассказала присутствующим в зале о деталях, о событиях, о фактах того периода времени.
Выступление Ирины Ивановны сопровождалось множеством деталей и фактов, про которые говорила Татьяна Ивановна, описывая моменты биографического метода исследования. Молодого специалиста, журналиста Ирину Ивановну Иван Александрович пригласил на работу, потому что увидел в ней черты исследователя, склонность к работе с людьми и использованию качественных методов исследования. Сегодня Ирина Ивановна ученый с мировым именем, доктор социологических наук, исследователь, на труды, которого ссылаются в социологическом профессиональном сообществе.
Доктор социологических наук, инициатор данных чтений Ульяна Алексеевна Винокурова с трибуны Аргуновских чтений рассказала как участник об итогах Международного форума «Человек в Арктике», который прошел в Архангельске с 28 по 31 марта 2017 года. Ульяна Алексеевна описала черты складывающейся креатосферы в регионах Арктики, в частности, на примере Республики Саха (Якутия). Она отметила важность введения новых стандартов образования с учетом специфики Арктики, внести изменения в федеральные законодательные акты. Ее предложение о признании особого статуса профессиональной образовательной организации, расположенной на территории Арктической зоны и ДФО, способствующей привлечению, удержанию и закреплению трудовых ресурсов, повышению качества жизни, конкурентоспособности человеческого потенциала региона было воспринято с одобрением участниками Особый статус позволит разработать арктические образовательные стандарты, учитывающие особенности геообразовательного пространства, культурного и профессионального капитала регионального развития, а также финансовые нормативы, учитывающие прямые и косвенные издержки в содержании инфраструктуры, бюджетную компенсацию в соответствии с уровнем среднемесячной заработной платы по региону и жизнедеятельности человека в условиях «сдвоенного холода» (низких температур воздуха и вечной мерзлоты земли); изыскать возможность поддержки профессиональных образовательных организаций Арктики и ДФО всеми уровнями федерального, региональных и муниципальных бюджетов в соответствии с их полномочиями по реализации образовательных и культурных прав, выравнивания среднего регионального уровня заработной платы, выполнения государственного, муниципального и социального заказов по подготовке специалистов, участия в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов развития.
Журналист-ветеран Н.Н.Корнилов поделился с молодыми своим видением процесса развития журналистики, вспомнил своевременную поддержку И.А.Аргунова в развитии его профессионального интереса к фото-журналистике.
После пленарного заседания сразу началась работа в секциях. Особенность Аргуновских чтений состоит в том, что секции организованы последовательно, что обеспечивает междисциплинарность и возможность коммуникации представителей различных специальностей.
Модератор подсекции «История» - Стручкова Наталья Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всемирной истории и этнологии, декан исторического факультета СВФУ имени М.К.Аммосова. Всего для очного и заочного участия поступило 28 заявок (в том числе студентов - 21, школьников - 2, учителей- 1, преподавателей СВФУ – 4). Были заслушаны 5 докладов: студентов - В.В.Адамова «Концепция сотрудничества в Арктике как ключевой фактор развития России», Д.Р.Алексеева «Типы политических культур в современной России», С.С.Андросова «Взгляд молодежи на культурное наследие айнов», С.А.Егоровой «Развитие познавательного интереса учащихся на уроке истории кино- и видеоматериалами (по результатам экспериментального исследования)», преподавателей - доцента кафедры истории России к.и.н.А.И.Яковлева «Об организованной преступности в Якутске конца XIX- начале XXвв.».
Содержание выступлений отразили широкий спектр научных интересов – от изучения современных тенденций внутренней политики России до исследований в области образовательных технологий и истории региона. Одним из привлекших особое внимание слушателей рабочего семинара стала работа по истории организованной преступности в Якутске в конце XIX начала XXвв., в которой были представлены новый исторический материал, оригинальный подход к теме в рамках исследования городской повседневности. Вызвал дискуссии доклад о типах политической культуры в современной России, живой интерес - доклад по айнам Японии. Выступление о развитии познавательного процесса на уроках истории кино и видео-материалами стал одним из самых проработанных студенческих работ в научно-исследовательском плане.
Секцию «Право» возглавил Гоголев Петр Васильевич, доктор юридических наук, декан юридического факультета СВФУ им. М.К.Аммосова. Заслуживает внимание доклад Арамонова А.А., аспиранта Российской академии интеллектуальной собственности (г. Москва) на тему «Особенности индивидуализации торговых знаков коренных народов», научный руководитель - Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, профессор Российской академии интеллектуальной собственности (г. Москва).
На секционном заседании «Журналистика» модератором выступил Сидоров Олег Гаврильевич. Было заявлено 14 докладов. Ярким было выступление студентов кафедры журналистики филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова. Все доклады обобщают исследования, отмечен высокий уровень презентации и глубины владения темой исследования. Особый интерес вызвали доклады М.Е.Слепцовой «Стратегии и тактики политического дискурса В.В. Жириновского», Е.А.Габышевой «Блоггер в трэвел-журналистике», А.Ю.Даниловой «Проблемы освещения суицидов в СМИ» и другие.
Секционное заседание «Социология» возглавила Михайлова Анна Викторовна, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ, кандидат экономических наук. На секцию поступил 61 доклад, заслушано 5 докладов. Следует отметить активность студентов кафедры работы с молодежью Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (с. Чурапча, Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия)). Живой интерес вызвали выступления А.Г.Илларионовой «Отношение населения Чурапчинского и Таттинского улусов к Тэйэр Хайа», Р.И.Бочоевой «Роль горнодобывающих компаний в экономике арктического региона», Е.С.Степановой «Волонтерское движение как субъект социально-педагогической работы» М.Е.Осиповой «Социокультурный подход к изучению портрета водителя автомобиля» и другие темы, волнующие студенчество.
Иван Александрович Аргунов был учителем истории. Поэтому была создана новая секция «Педагогика». Модератор Шергина Туйаара Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заведующая учебно-научного лабораторией этнокультурного образования им. А.Д. Семеновой, Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова успешно провела своеобразную интеграцию молодых педагогов в междисциплинарное общение. На секцию поступило 38 докладов, из них вызвали наибольший интерес работы М.В. Горгадзе «Учебный диалог как средство развития коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников», А.А. Поповой «Развитие читательских интересов младших школьников», А.В. Ивановой «Формирование этнической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности», Ю.П. Прокопьевой «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики», М.Ю. Постниковой «Төрүт тыл көмөтүнэн ситиһиилээх киһини итии» и другие.
На шестой секции «Культурология и творческие проекты» представлено 26 докладов, модератор Аргунова-Лоу Татьяна Ивановна, PhD in anthropology, доцент кафедры антропологии Абердинского Университета (Великобритания). Актуальным примером информационного обеспечения проекта Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева «.Музыка для всех» признано создание сайта, выполненное Айсеном Ефимовым, студентом АГИКИ под руководством преподавателя В.В.Черкашина. Алгыс Павлов, студент 4 курса кафедры народной художественной культуры АГИКИ, хомусист-импровизатор сопровождал свой доклад виртуозной игрой на хомусе, демонстрируя созданную им технику «Тылынан тардыы». Эта новая техника представляет собой высокий уровень мастерства, но в то же время позволяет людям с ограниченными двигательными функциями рук научиться играть на хомусе, тем самым приобщиться и самовыразиться посредством популярного национального музыкального инструмента.
По итогам международного workshop Аргуновские чтения-2017 приняты резолюции:
1. Создать отдельный сайт «Международный workshop «Аргуновские чтения», на котором размещать видео-, фото-, ссылки на материалы конференции 2015, 2016 и 2017 годов и последующих конференций, разместить публикации И.А. Аргунова и информации о нём;
2. Выпустить в электронном и печатном виде сборник материалов конференции Международный workshop «Аргуновские чтения-2017»;
3. Включить материалы международного workshop «Аргуновские чтения-2017» в базу данных РИНЦ;
4. Получить свидетельство об интеллектуальной собственности на название и формат международного workshop «Аргуновские чтения».
5. Практические и методические рекомендации участников международного workshop «Аргуновские чтения» сформулировать отдельным документом в качестве рекомендаций для заинтересованных лиц и социальных институтов.
Молодые исследователи прочувствовали общность интересов и жизненных стратегий. Общее настроение удачно выразил один из них: «Я своими глазами увидел и своими ушами услышал, что нас молодых, думающих о судьбе народа и родины, много. Появились вера и уверенность в том, что построим лучшее будущее Якутии. В будущем году я приду лучше подготовленным».
Основные цели «Аргуновские чтения-2017»:
- создание условий для работы образовательной, коммуникативной и обменной площадки для научного и творческого общения молодых исследователей и творцов культурных художественных ценностей, работающих над актуальными проблемами социологии, истории, права, антропологии, педагогики и журналистики, созданием художественных текстов и образов;
- вовлечение активной молодёжи, мыслящей смело, творчески и неодинарно, в международное научно-образовательное сообщество;
- пропаганда, продвижение междисциплинарного подхода к социальным процессам на основе изучения трудов государственного деятеля, основателя региональных социологических исследований, историка, педагога и журналиста Ивана Александровича Аргунова.
Подробнее о ратном пути Ивана Александровича Аргунова с иллюстрациями и фотографиями можно найти в первом сборниках Аргуновские чтения-2015 и Аргуновские чтения-2016.
В материалах много фактов, деталей, описания событий времени жизни Ивана Аргунова.
В рамках мероприятия состоялась публичная лекция доктора антропологии Татьяны Ивановны Аргуновой-Лоу, Department of Anthropology, University of Aberdeen. Татьяна Ивановна рассказала о биографическом методе, используя биографию своего отца Ивана Александровича Аргунова.
В англоязычной литературе биографический метод чаще всего называют biographical approach или life history. Но, кроме того, используют множество похожих обозначений, в частности: narrative, narrative inquiry, narrative biography, self-representation, oral history, narrative research, narrative analysis. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко употребляемых терминов «биографический метод» или «история жизни» использовать термин «история отдельного случая» (individual case history), подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания.
Будучи антропологом, Татьяна Ивановна часто применяет метод включенного наблюдения в своих исследованиях, в которых большое место уделяется деталям. Несмотря на то, что у этнографов и антропологов цели и задачи могут быть похожими, для антропологов life histories представляет очень важный способ получения информации для анализа, а самое главное, что такую информацию невозможно получить никаким иным способом.
Стиль выступления Татьяны Ивановны Аргуновой-Лоу был образным. В зале стояла тишина. Студенты, магистранты, молодые исследований и профессора слушали про биографический метод через историю жизни И.Аргунова, основателя социологии в Якутии, ощущая себя свидетелями того времени, той эпохи.
«Биография – это всегда описание единственной и неповторимой человеческой жизни. Биография индивида с момента его рождения — это история его отношений с другими. Так, совершенно очевидно, что как бы долго ни жил в общине исследователь, проследить жизнь каждого человека от рождения до смерти он не может», - сказала Татьяна Аргунова-Лоу.
Стало быть, недостающую информацию можно восполнить только одним образом – расспросить обо всех обстоятельствах жизни того, кто ее прожил. Но и в этом случае, антрополог не получил бы из своих записей того, что знают респонденты, рассказывая о своей биографии, а именно оценку событий, свои переживания, отношение к взрослению, старости, свои обиды и победы. Что именно значит для человека тот или иной эпизод жизни, может знать только он сам. Вот почему биографический метод попросту не может быть заменен никаким иным методом изучения малых сообществ.
Социолог и антрополог оказываются в непривычной ситуации: с одной стороны, перед ними очевидец событий, а поэтому не доверять его сведениям вроде бы нет оснований, с другой – это заинтересованный очевидец, которому иногда выгодно представить себя в наилучшем свете. Социолог может сопоставить «историю жизни» одного человека с историей общества, поскольку она зафиксирована в многочисленных печатных изданиях. Но антрополог, изучающий этнические общности, лишен такой возможности. Казалось бы, подобная эмпирическая база не может служить надежным фундаментом научного познания. Сквозь индивидуальную судьбу антрополог, социолог и этнограф пытаются разглядеть типичные либо характерные черты культуры данного общества. Через рассказ людей о собственной жизни социолог раскрывает историю социальных институтов и социальных трансформаций в обществе.
Биографический метод сегодня взят на вооружение психологами, социологами и педагогами. Н. Дензин определяет биографический метод как исследовательский инструмент для сбора документов жизни, описывающих поворотные моменты индивидуальных жизней. Д. Берто признает несомненную ценность рассказов, где респонденты являются информантами, как это делается в этнографии, когда главной целью является получение точного описания жизненной траектории собеседника в данном контексте. Вместе с тем, П. Макнейл считает, что метод жизненных историй (или метод устных биографий) относится не только к социологии. Для антрополога биографический метод имеет особое значение. Дело в том, что ему приходится сталкиваться с представителями дописьменного общества, где никакой статистики не существует, никаких материальных свидетельств, помогающих провести исчерпывающее эмпирическое исследование.
Подхватил мысли Татьяны Ивановны Сидоров Олег Гаврильевич, заведующий кафедрой журналистики СВФУ, главный редактор историко-географического, культурологического журнала «Илин», председатель Ассоциации «Писатели Якутии», академик Академии Духовности Республики Саха (Якутия) рассказывая об итогах исследования, которое было проведено совместно с МГУ.
Цель исследования, представленного в докладе Сидорова Олега Гаврильевича, направлено на изучение мнения редакторов и журналистов о текущем состоянии и перспективах развития якутских улусных (районных) газет по широкому кругу проблем. Многих волнуют вопросы в области функционально-содержательной и жанровой структуры, взаимоотношений с аудиторией и учредителем, проблем профессиональной свободы и доступности источников информации, экономического и технологического состояния редакций, обеспеченности современной техникой, включенности редакций в процессы медиаконвергенции, влияния их на деятельность журналистов, кадровой ситуации в редакциях, направлений и методов повышения квалификации журналистов, позитивных и негативных тенденций функционирования, перспективах и моделях развития местных газет. Исследование завершено и выпущено в коллективной монографии Л.С.Свитич, О.Г.Сидоров, О.В.Смирновой «Улусные (районные) газеты Республики Саха (Якутия) (Новосибирск: Наука, 2017» и ряд статей в научных изданиях.
Доктор социологических наук, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова Ирина Ивановна Подойницына посвятила свой доклад размышлению о социологии в поисках истины. Свое выступление начала с вопроса «Когда началась социология в Якутии?» «Что есть истина? Как её найти?» Далее последовательно отвечала на поставленные вопросы.
Выступление Ирины Ивановны было ярким, самобытным, было много цитат из исследований Ивана Александровича Аргунова. Ирина Ивановна - профессиональный журналист. Ее устный и письменный стиль живописно отражают факты, иллюстрации образно передают мысль автора.
Ирина Ивановна Подойницына как соратница Ивана Александровича работала в социологической лаборатории, участвовала в экспедициях и впоследствии стала кандидатом и доктором социологических наук.
Ирина Ивановна напомнила о том, что, к примеру, многие не знают, что Иван Александрович ввел понятие «миграционный сквозняк» и понятие «северное временительство» (феномен жизни, отложенной на будущее). Аргунов Иван Александрович исследовал вопросы удовлетворенности жизнью, работой, условиями труда, быта и т.д., для чего им и его лабораторией было разработано много опросников и анкет. Иван Александрович совместно с исследователями, в том числе и с Ириной Ивановной изучали вопросы существования на Севере. Жизнь на Севере похожа на черновик, проявляя несовпадение желаний и реальности, образа мира и образа жизни. Данная идея была разработана В. П. Серкиным и связана с анализом «северного невроза», «временщичества», «отложенной жизни», «северного сценария», «северного мифа». Иван Александрович сделал социологический анализ понятия временщичества и синдрома «отложенной жизни» у северян – людей, годами живущих идеей переезда и считающих, что настоящая жизнь начнется у них когда-то потом. Иван Александрович в своих экспедициях изучал это понятие и этот феномен. Ирина Ивановна Подойницына участвовала в исследованиях, рассказала присутствующим в зале о деталях, о событиях, о фактах того периода времени.
Выступление Ирины Ивановны сопровождалось множеством деталей и фактов, про которые говорила Татьяна Ивановна, описывая моменты биографического метода исследования. Молодого специалиста, журналиста Ирину Ивановну Иван Александрович пригласил на работу, потому что увидел в ней черты исследователя, склонность к работе с людьми и использованию качественных методов исследования. Сегодня Ирина Ивановна ученый с мировым именем, доктор социологических наук, исследователь, на труды, которого ссылаются в социологическом профессиональном сообществе.
Доктор социологических наук, инициатор данных чтений Ульяна Алексеевна Винокурова с трибуны Аргуновских чтений рассказала как участник об итогах Международного форума «Человек в Арктике», который прошел в Архангельске с 28 по 31 марта 2017 года. Ульяна Алексеевна описала черты складывающейся креатосферы в регионах Арктики, в частности, на примере Республики Саха (Якутия). Она отметила важность введения новых стандартов образования с учетом специфики Арктики, внести изменения в федеральные законодательные акты. Ее предложение о признании особого статуса профессиональной образовательной организации, расположенной на территории Арктической зоны и ДФО, способствующей привлечению, удержанию и закреплению трудовых ресурсов, повышению качества жизни, конкурентоспособности человеческого потенциала региона было воспринято с одобрением участниками Особый статус позволит разработать арктические образовательные стандарты, учитывающие особенности геообразовательного пространства, культурного и профессионального капитала регионального развития, а также финансовые нормативы, учитывающие прямые и косвенные издержки в содержании инфраструктуры, бюджетную компенсацию в соответствии с уровнем среднемесячной заработной платы по региону и жизнедеятельности человека в условиях «сдвоенного холода» (низких температур воздуха и вечной мерзлоты земли); изыскать возможность поддержки профессиональных образовательных организаций Арктики и ДФО всеми уровнями федерального, региональных и муниципальных бюджетов в соответствии с их полномочиями по реализации образовательных и культурных прав, выравнивания среднего регионального уровня заработной платы, выполнения государственного, муниципального и социального заказов по подготовке специалистов, участия в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов развития.
Журналист-ветеран Н.Н.Корнилов поделился с молодыми своим видением процесса развития журналистики, вспомнил своевременную поддержку И.А.Аргунова в развитии его профессионального интереса к фото-журналистике.
После пленарного заседания сразу началась работа в секциях. Особенность Аргуновских чтений состоит в том, что секции организованы последовательно, что обеспечивает междисциплинарность и возможность коммуникации представителей различных специальностей.
Модератор подсекции «История» - Стручкова Наталья Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всемирной истории и этнологии, декан исторического факультета СВФУ имени М.К.Аммосова. Всего для очного и заочного участия поступило 28 заявок (в том числе студентов - 21, школьников - 2, учителей- 1, преподавателей СВФУ – 4). Были заслушаны 5 докладов: студентов - В.В.Адамова «Концепция сотрудничества в Арктике как ключевой фактор развития России», Д.Р.Алексеева «Типы политических культур в современной России», С.С.Андросова «Взгляд молодежи на культурное наследие айнов», С.А.Егоровой «Развитие познавательного интереса учащихся на уроке истории кино- и видеоматериалами (по результатам экспериментального исследования)», преподавателей - доцента кафедры истории России к.и.н.А.И.Яковлева «Об организованной преступности в Якутске конца XIX- начале XXвв.».
Содержание выступлений отразили широкий спектр научных интересов – от изучения современных тенденций внутренней политики России до исследований в области образовательных технологий и истории региона. Одним из привлекших особое внимание слушателей рабочего семинара стала работа по истории организованной преступности в Якутске в конце XIX начала XXвв., в которой были представлены новый исторический материал, оригинальный подход к теме в рамках исследования городской повседневности. Вызвал дискуссии доклад о типах политической культуры в современной России, живой интерес - доклад по айнам Японии. Выступление о развитии познавательного процесса на уроках истории кино и видео-материалами стал одним из самых проработанных студенческих работ в научно-исследовательском плане.
Секцию «Право» возглавил Гоголев Петр Васильевич, доктор юридических наук, декан юридического факультета СВФУ им. М.К.Аммосова. Заслуживает внимание доклад Арамонова А.А., аспиранта Российской академии интеллектуальной собственности (г. Москва) на тему «Особенности индивидуализации торговых знаков коренных народов», научный руководитель - Кузнецов Михаил Николаевич, доктор юридических наук, профессор Российской академии интеллектуальной собственности (г. Москва).
На секционном заседании «Журналистика» модератором выступил Сидоров Олег Гаврильевич. Было заявлено 14 докладов. Ярким было выступление студентов кафедры журналистики филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова. Все доклады обобщают исследования, отмечен высокий уровень презентации и глубины владения темой исследования. Особый интерес вызвали доклады М.Е.Слепцовой «Стратегии и тактики политического дискурса В.В. Жириновского», Е.А.Габышевой «Блоггер в трэвел-журналистике», А.Ю.Даниловой «Проблемы освещения суицидов в СМИ» и другие.
Секционное заседание «Социология» возглавила Михайлова Анна Викторовна, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ, кандидат экономических наук. На секцию поступил 61 доклад, заслушано 5 докладов. Следует отметить активность студентов кафедры работы с молодежью Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (с. Чурапча, Чурапчинский улус Республики Саха (Якутия)). Живой интерес вызвали выступления А.Г.Илларионовой «Отношение населения Чурапчинского и Таттинского улусов к Тэйэр Хайа», Р.И.Бочоевой «Роль горнодобывающих компаний в экономике арктического региона», Е.С.Степановой «Волонтерское движение как субъект социально-педагогической работы» М.Е.Осиповой «Социокультурный подход к изучению портрета водителя автомобиля» и другие темы, волнующие студенчество.
Иван Александрович Аргунов был учителем истории. Поэтому была создана новая секция «Педагогика». Модератор Шергина Туйаара Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, заведующая учебно-научного лабораторией этнокультурного образования им. А.Д. Семеновой, Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова успешно провела своеобразную интеграцию молодых педагогов в междисциплинарное общение. На секцию поступило 38 докладов, из них вызвали наибольший интерес работы М.В. Горгадзе «Учебный диалог как средство развития коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников», А.А. Поповой «Развитие читательских интересов младших школьников», А.В. Ивановой «Формирование этнической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности», Ю.П. Прокопьевой «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики», М.Ю. Постниковой «Төрүт тыл көмөтүнэн ситиһиилээх киһини итии» и другие.
На шестой секции «Культурология и творческие проекты» представлено 26 докладов, модератор Аргунова-Лоу Татьяна Ивановна, PhD in anthropology, доцент кафедры антропологии Абердинского Университета (Великобритания). Актуальным примером информационного обеспечения проекта Первого Президента РС(Я) М.Е.Николаева «.Музыка для всех» признано создание сайта, выполненное Айсеном Ефимовым, студентом АГИКИ под руководством преподавателя В.В.Черкашина. Алгыс Павлов, студент 4 курса кафедры народной художественной культуры АГИКИ, хомусист-импровизатор сопровождал свой доклад виртуозной игрой на хомусе, демонстрируя созданную им технику «Тылынан тардыы». Эта новая техника представляет собой высокий уровень мастерства, но в то же время позволяет людям с ограниченными двигательными функциями рук научиться играть на хомусе, тем самым приобщиться и самовыразиться посредством популярного национального музыкального инструмента.
По итогам международного workshop Аргуновские чтения-2017 приняты резолюции:
1. Создать отдельный сайт «Международный workshop «Аргуновские чтения», на котором размещать видео-, фото-, ссылки на материалы конференции 2015, 2016 и 2017 годов и последующих конференций, разместить публикации И.А. Аргунова и информации о нём;
2. Выпустить в электронном и печатном виде сборник материалов конференции Международный workshop «Аргуновские чтения-2017»;
3. Включить материалы международного workshop «Аргуновские чтения-2017» в базу данных РИНЦ;
4. Получить свидетельство об интеллектуальной собственности на название и формат международного workshop «Аргуновские чтения».
5. Практические и методические рекомендации участников международного workshop «Аргуновские чтения» сформулировать отдельным документом в качестве рекомендаций для заинтересованных лиц и социальных институтов.
Молодые исследователи прочувствовали общность интересов и жизненных стратегий. Общее настроение удачно выразил один из них: «Я своими глазами увидел и своими ушами услышал, что нас молодых, думающих о судьбе народа и родины, много. Появились вера и уверенность в том, что построим лучшее будущее Якутии. В будущем году я приду лучше подготовленным».
Автор: Михайлова Анна Викторовна,
заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ, к.э.н.
заведующая кафедрой социологии и управления персоналом ФЭИ, к.э.н.