13-15 марта в Арктическом центре Лапландского университета состоялась 10-я Циркумполярная конференция по агрокультуре. Первая конференция по агрокультуре Арктики прошла в Юкон Канаде в 1992 году, где организовалась САА - Циркумполярная сельскохозяйственная ассоциация. Она объединяет всех, кто занимается северным сельским хозяйством, таких как исследователи, практики, администраторы, менеджеры, политики и студенты. Организацией конференции занимались Арктический центр Лапландского университета прикладных наук, Институт природных ресурсов Финляндии, Региональный совет Лапландии, Ассоциация оленеводов и Metsähallitu. Это одно из важных мероприятий в рамках председательства Финляндии в Арктическом совете, поэтому главной темой выделили Цели ООН в области устойчивого развития.
На фоне множества форумов о технологиях добычи недровых ресурсов, обустройства Северного морского пути, геополитических проблем изменяющейся Арктики, эта конференция выгодно отличалась житейскостью обсуждаемых вопросов. Обсуждали лучшие практики и гибкие решения в области использования животных и растительных ресурсов, местных пород животных, оленеводства, мелкого земледелия и недревесных лесных продуктов. Ставились вопросы: как добиться высокого качества арктических продуктов питания, местной прибыльности и возможности для бизнеса. Много внимания уделялось продовольственной безопасности и технологиям производства арктического питания.
Арктика как территория продовольственной безопасности – это новое мышление, меняющее отношение к Арктике как к самодостаточному месту жительства, где можно жить здоровой счастливой жизнью хозяина Арктики. В этом плане Финляндии есть что показать. Нас возили по Восточной Финляндии, где показали три оленеводческие фермы, роботозированную животноводческую некрупную ферму на 60 дойных коров, где сочетается производство пищевой продукции с агротуризмом и образовательной деятельностью. В агротехникуме действует лаборатория создания арктических продуктов питания, используя местные ягоды, ягель, грибы, кору и шишки деревьев и кустарников и т.д. Появился термин «арктический вкус» у колбасных изделий, напитков, мороженого, сыра, изготовляемого прямо на ферме и т.д. Весь цикл производства продуктов питания осуществляется в одном месте – действуют локально, затем продукцию могут направить по любым торговым и виртуальным сетям.
Меня восхитило четко выраженное стремление у жителей разных арктических стран питаться собственными здоровыми экологически чистыми продуктами. Многие с гордостью демонстрировали научные изыскания эффективности местных продуктов, повышением доли местных продуктов в питании арктических жителей. Теплицы, различные технологии выращивания растительной пищи за Полярным кругом стали востребованными и поощряемыми. Оказывается, много исследований о способах хранения пищи как у коренных арктических народов, так и современных технологий. В центре внимания ученых – влияние глобальных изменений климата на производство продуктов питания на арктических территориях, на разведение оленей, домашних животных, условий их содержания и существования.
Есть понятие «локальные пищевые системы», их структура, ресурсы и возможности развития – их состояние влияет на здоровье и устойчивость местного сообщества. В свете этого понятия становится ясно, что у нас на северах никто об этом не думает, когда определяет квоты на ловлю рыбы, сроки охоты, распределение угодий и иных традиционных видов добычи продуктов питания местным населением. Оказывается, в других арктических странах серьезно занимаются созданием условий для занятий агрокультурой на местах, чтоб люди добывали, выращивали и питались местными продуктами, сами их производили и делали бизнес на них.
У нас когда-то было министерство сельского хозяйства и продовольствия. В то время у нас проявились собственные бренды местных продуктов, в Чурапче стали производить более 20 видов местной продукции из жеребятины говядины, появились олекминский, легеченский сыры, намский, хангласский мед, разные местные чаи и т.д.
Нам нужно ввести специальные гранты для производителей местной пищевой продукции, не увлекаясь гигантоманией. Везде, в зарубежной Арктике, производством продуктов питания занимаются мини -фермы, мини-хозяйства, малый бизнес, обеспечивающие прежде всего потребности локального сообщества в здоровой и сытной пище.
Арктическая биоэкономика имеет «зеленую» окраску – экологическая чистота, отсутствие консервантов, современные технологии производства и хранения - востребована людьми с новым мышлением – заботиться о здоровой жизни. Происходит децентрализация обеспечения продуктами питания – каждый ест то, что производится на месте, а не так как мы. К примеру, мы потребляем пакетированные молочные продукты, которые никогда не закисают, что явно не полезно для организма.
Я выступала с пленарным докладом о проблемах легитимации кочевого образа жизни в Якутии, поделилась нашим опытом создания республиканских законов о кочевых общинах, семьях, образовании, этнологической экспертизе и т.д., что являются новыми инициативами в северном аборигенном праве.
Материалы опубликованы в виде тезисов на сайте конференции, а лучшие будут опубликованы в журнале «Open Agriculture»
Ульяна Винокурова, д.с.н., академик РАЕН